Определенно, российское представительство General Motors обладает даром предвидения: в то время, когда самолеты над Европой не летали из-за страха перед вулканическим пеплом, российские журналисты отправилась в Евросоюз своим ходом. За пять дней автопробега на новых Opel Astra необходимо было преодолеть более двух тысяч километров в России, Белоруссии, Литве, Латвии и Эстонии по различным дорогам – от скоростной трассы до городской брусчатки и проселка.

В качестве экспедиционного транспорта выступили Opel Astra в самой «ходовой» версии, на которую, по ожиданиям GM, придутся наибольшие продажи – с 1,6 литровым атмосферным мотором мощностью 115 л.с. и шестиступенчатым «автоматом». Цена на такой автомобиль в богатой комплектации Cosmo составляет 776 400 рублей. Бюджетная Astra с двигателем 1,4 л.и 5-ступенчатой механикой стоит от 569 900 рублей. В Европе с декабря на него собралось более 100 тысяч заказов, а прогноз продаж на 2010 год составляет 180 тысяч автомобилей. В России заказы на Astra принимаются c марта 2010 года.
Семь сотен километров до Минска за рулем и на пассажирском месте не утомительны, но коварны – ровное шоссе с двумя полосами в каждую сторону и разделительными ограждениями позволяют замаскировать переносные милицейские радары.
Кроме того, отбойник расположен как раз на уровне фар легковых машин, не позволяя воспользоваться старой водительской традицией – предупреждать о засаде «морганием». Но автомобиль с 115-сильным «атмосферником» и АКПП рассчитан прежде всего на комфортную городскую езду.

Мощности двигателя и быстродействия шестиступенчатой автоматической трансмиссии достаточно для того, чтобы уверенно держаться в потоке, стартовать и ускоряться после светофоров или въезжать на круговое движение, не создавая никому помех. Рулевое управление настроено также на комфортную езду –«спортивного» роста усилия на руле при высокой скорости не наблюдается, хотя на баранке, обшитой нескользкой кожей, есть приливы для удобного хвата. В обгонах по трассе выручает ручной режим коробки – мотор раскручивается и честно держит обороты у отсечки, однако переключаться вверх нужно немного раньше – максимальную мощность двигатель развивает при 6000 об/мин. Подвеска у Astra также не отличается зубодробительной жесткостью, однако в поворот автомобиль входит уверенно. Передние стойки здесь выполнены по схеме McPherson, а задней оси помогают четко следовать за рулем тяги механизма Уатта, вживленные инженерами Opel в полузависимую подвеску.
За проезд по Белоруссии с «частников» взимается сбор в размере 5 долларов. В вагончике транспортной инспекции за процессом оформления наблюдает с внушительного фотопортрета президент Лукашенко. Еще дважды по 20 рублей (российских) по пути до Минска приходится отдать на платной магистрали. Ограничение скорости на ней – 120 км/ч, а единственный недостаток приграничного участка шоссе – оставшиеся от зимы песок и щебенка на разделительной полосе и части левого ряда, которые грозят повреждениями стеклам и краске. Впрочем, сторониться приходится недолго. А в целом территория Белоруссии чистая и ухоженная: засеиваются поля, пасутся стада коров, подновляется дорожная разметка. На белорусско-литовской границе очередь для легковых машин совершенно незначительна (по крайней мере, в будний день), зато хвост из большегрузных фур растянулся, по ощущениям, на сутки.
Столь же ровными, как белорусские, оказываются и литовские трассы. Ограничение скорости на автомагистрали – 130 км/ч.
После широченных проспектов отстроенного заново после войны Минска узкие улочки старого Вильнюса кажутся совершенно лилипутскими.
Однако мощеная дорожка между домами времен позднего средневековья, тянущая по ширине максимум на велосипедную, вдруг оказывается проезжей. Остановка там, естественно, запрещена. Кстати, полосы движения на широких минских проспектах по-европейски узки. Характерная особенность эстонских дорог – ограничение действия запрещающих знаков по времени – это в первую касается «кирпичей» в историческом центре и ограничения скорости перед детскими учреждениями.
И в целом в Прибалтике русский язык не забыт – это касается не только персонала ресторанов и отелей, но и обычных прохожих. Прибалтийские столицы встречают туристов средневековыми былями и легендами – например, о замурованных в стену рижской церкви святого Иоанна двух монахах (во имя долговечности здания). При этом негласное соперничество за «самое древнее», «самое старое», «самое высокое» среди старинных ганзейских городов ощущается и сейчас.

«Столько автомобилей – и все Opel Astra. Это что, какая-то игра?» - удивляется сотрудница латвийской погранслужбы при переходе в Эстонию, и забирает паспорта на проверку. При этом литовско-латвийская граница (также внутри Евросоюза) оказалась более прозрачной и была преодолена без остановок. В Латвии мы обнаружили самые разбитые дороги на территории постсоветской Прибалтики.
Однако ограничение в 30 км/ч, установленное на некоторых опасных по местным меркам участках, все же выглядит большой перестраховкой, а по сообщению местного русскоязычного радио, большой проблемой на латвийских дорогах является взяточничество в дорожной полиции.
Рынок новых машин в Прибалтике пострадал во время кризиса наиболее сильно среди европейских стран - на дорогах преобладают подержанные европейские машины. В то же время, откровенного автохлама не встретишь. При этом во многих деревенских дворах встречается наследие советской эпохи – грузовики ГАЗ-53 с номерами Евросоюза или минские автоприцепы «зубренок». Кстати, легковыми автоприцепами жители Прибалтики пользуются активно. На заправках (в том числе и принадлежащих российскому «Лукойлу») можно взять прицеп напрокат с почасовой или посуточной оплатой.

Эстонско-российскую границу в Нарве официально преодолеваем по платной «быстрой» очереди – в нее необходимо записываться заранее, на определенной время выезда. Официально «платная» очередь на эстонской границе заработала в середине 2009 года, стоимость услуги – 300 эстонских крон (около 40 евро). Услугу по предварительной регистрации предоставляет соответствующее муниципальное предприятие, которое заведует также транзитной площадкой для ожидающих пересечения границы. Регистрироваться в «льготной» очереди необходимо не менее, чем за 12 часов до предполагаемого выезда – по почте, телефону или лично, а при оплате предъявить техпаспорт машины.
«Наверное, первый раз за все время вас на дороге тормозят?» - угадывает офицер ДПС Ивангорода через 200 метров после границы. Он старательно ищет нужную фамилию в длинном списке доверенных лиц и не забывает проверить страховку.
Мы на родине. До Санкт-Петербурга – 130 км.
Путешествие на автомобиле по Белоруссии и Прибалтике не показалось утомительным. Дорожное движение в бывших советских республиках интенсивным не назовешь, дороги достаточно ухожены, расстояния между городами в основном невелики, а достопримечательностей – предостаточно. Оптимальное место для того, чтобы наработать «европейский» опыт автопутешествий, не подвергая опасности автомобиль и не жертвуя собственным комфортом.