По данным аналитического агентства «Автостат», сравнившего четыре наиболее популярных модели легковых автомобилей (представленных на российском рынке в разных типах кузова), растет спрос на машины в кузове «универсал». Эксперты сравнили четыре модели ценой менее 700 тысяч рублей — Lada Kalina и Priora, Ford Focus, и Chevrolet Lacetti.
При этом в доле продаж Lada Kalina универсал по итогам 2009 года составляет 37,37% — больше, чем седан и пятидверный хетчбэк.
В январе и феврале 2010 года спрос на универсалы Kalina еще более возрос — до 46,73%. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2009 году Lada Kalina заняла четвертое место среди наиболее популярных в России моделей: было реализовано 60 746 машин, что на 35% меньше, чем годом ранее. Из них, как подсчитал «Автостат», 19 539 пришлось на седаны, а 18 504 — на хетчбэки. Продажи универсалов составили 22 705 авто. С января по март в России продано 12 189 Lada Kalina.
Универсалы Priora, серийный выпуск которых начался в мае 2009 года, не опережают наиболее популярные седаны, однако спрос на них с Нового года также растет. В январе и феврале в России продано 2 042 универсала, 4 474 хетчбэка и 5 372 седана этой модели — доля универсалов составила 17,18% (в 2009 году – 7,94%). По итогам трех месяцев спрос на Lada Priora, лидирующую в рейтинге популярных моделей, снизился на 13% (продано 20829 авто), однако в марте, с запуском утилизационной программы, продажи увеличились на 7%.
Наиболее популярным типом кузова Ford Focus был седан: на долю четырехдверных машин в 2008 и 2009 годах приходилась примерно половина от всего объема, независимо от снижения общего количества реализованных автомобилей (93 496 автомобилей в 2008 году и 52 108 в 2009-м).
Однако в январе и феврале вперед вырвался хетчбэк: его доля составила 48,91% (2 726 против 2 210 седанов). Универсалов Ford Focus за два месяца было продано 637, что составило 11,43% от общего числа. Их доля в последние годы также увеличивается — с 6,43% по итогам 2008 года до 7,2% в 2009 году. Аутсайдером остается купе-кабриолет: в кризисном 2009 году спрос на него упал более чем в 4 раза — с 89 до 21 авто, а за два зимних месяца был продан 1 автомобиль этой модификации. В первом квартале нынешнего года было реализовано 11 418 Ford Focus, а по итогам марта он стал наиболее продаваемой иномаркой (5 844 авто за месяц), обогнав московский Renault Logan (5 393 машины).
В модельном ряду Chevrolet Lacetti, по итогам первого квартала 2010 года вошедшего в десятку наиболее продаваемых (5 933 авто), вместительные универсалы увеличивают свою долю также за счет уменьшения спроса на седаны.
В январе и феврале от объемов продаж Lacetti их доля среди проданных в России машин этой модели составила более четверти — 25,6%. По итогам 2008 года они занимали 14,7% объема продаж, а в 2009 году их доля составила 21%. Спрос на хетчбэки Lacetti в 2009-м и начале 2010 года остается стабильным — порядка 35% от общего числа реализованных машин. По сравнению с 2008 годом их доля уменьшилась на 3,7%.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, найти рациональное объяснение перераспределению спроса в пользу универсалов достаточно трудно: выбор типа кузова полностью зависит от персональных предпочтений покупателей.
«Увеличение спроса на автомобили в кузове «универсал» может быть связано с разнообразными причинами — возможно, ранее потребителей не устраивал модельный ряд выпускаемых автомобилей. Спрос на тот или иной тип кузова полностью зависит от потребительского вкуса», — отмечает эксперт. По его словам, появление на рынке очередной модификации (как это было с универсалами Lada Kalina и Priora) также не способен значительно переориентировать спрос.
«То, что «АвтоВАЗ» остается лидером продаж, — бесспорный факт, не требующий дополнительного подтверждения. Машины в кузове «универсал» также пользуются определенной популярностью. Говорить о том, что с выходом на рынок очередной модификации все покупатели туда ринутся, я бы не стал», — резюмирует Баранов.