Вручение премии последние несколько лет проходит в московском клубе «Рай». В «Раю» пестро, душно и накурено спонсорскими сигарами. Сидячие места только за спонсорскими столиками и в VIP-зоне, где сидят представители автокомпаний. Несмотря на то что за всю историю конкурса в нем не победила ни одна отечественная машина, организаторы упорно пытаются придать церемонии национальный колорит. Официантки одеты в кокошники цвета гжели, из динамиков орут частушки под балалайку, наливают «Путинку», ведущий Алексей Кортнев в перерывах поет под гитару академическим голосом романсы, а листочек с названием модели победителя выносят в матрешке.
Российский конкурс «Автомобиль года» принципиально отличается от общепринятых.
Во всем мире лучшую машину определяют автомобильные журналисты, которые смогли протестировать все автомобили-претенденты, распределили между ними баллы, по сумме которых и определяется победитель. У нас за машину голосуют потребители: конкурс вырос из журнала «Автопанорама», и сейчас его поддерживают еще несколько журналов и радиостанций.
Причем, по статистике организаторов, 24% проголосовавших вообще не являются автомобилистами.
С каждым годом число голосующих растет. Если в 2009 году их было 202 776, то авто-2010 выбирали уже 1 443 315 человек. И дело тут не в возросшей любви к технике. За участие в конкурсе были обещаны призы. От денежных до главного приза – автомобиля Hyundai Genesis Coupe, который был вручен на церемонии обалдевшему от успеха питерскому пожарному. Кроме того, одним из партнеров конкурса стала сеть платежных терминалов, с помощью которых можно было голосовать за лучшую машину, – это сделало участие более доступным.
Что касается выбора машин, тут у нас все не по-российски демократично. Выбирать можно практически любой автомобиль, представленный на российском рынке, вне зависимости от свежести поколения и современности его технологий.
Поэтому уже третий год подряд в классе «Городской автомобиль» побеждает Peugeot 107, обойдя современный Toyota iQ. Приз в номинации «Лучшее купе» получил Audi A5, «Легкий внедорожник» – Mazda CX7, а «Средний внедорожник» — BMW X6.
Впрочем, были среди победителей и новинки, которые уже успели завоевать признание в конкурсах других стран. В категории «Малый класс» выиграл компактный Volkswagen Polo. Лидер в «Малом среднем классе» — Volkswagen Golf, который носит титул «Всемирного автомобиля года – 2009» (WCOTY-2009). В «Бизнес-классе» лидером стал Mercedes-Benz E-Class. Лучшим автомобилем года в «Представительском классе» также стал Mercedes-Benz со своим S-Class. «Представительский класс «Премиум» возглавил Bentley Continental Flying Spur.
В категории «Пикап» всероссийское признание завоевал Ford Ranger. По итогам народного голосования Volkswagen Multivan признан самым лучшим «Минивэном». Автомобилем года в категории «Мини-фургоны» стал Ford Transit Connect. В категории «Легкие фургоны» победителем стал Volkswagen Transporter, а в категории «Фургоны» — Mercedes-Benz Sprinter Van.
«Новинкой года» отечественные потребители выбрали Mercedes-Benz E-Class. «Любимой маркой», как и в 2009 году, признана BMW.