Масштаб коррумпированности стран третьего мира нашел отражение в докладе Минюста США по делу Daimler AG. Всего в период с 1998 года по январь 2008 года клиентами немецкого автогиганта стали чиновники из 22 государств. Примечательно, что фигуранты в основном из африканских и азиатских стран, а также из России и нескольких новых стран — членов Евросоюза. Контактам Daimler с российскими чиновниками авторы доклада посвятили больше всего страниц. Событий в России Минюст в тексте касается несколько раз, а в главе «Откровенные действия» перечисляются десятки фактов осуществления «неправомерных платежей» российским официальным лицам через офшорные счета или напрямую – наличными: всего около 5 млн евро.
Не уступают нашим чиновникам в масштабах взяточничества только китайцы: в докладе им отведено второе место.
В докладе приводятся факты участия в скандале крупнейшей китайской нефтяной госкомпании China Petroleum & Chemical Corporation (Sinopec). Однако для самих жителей Поднебесной новость не стала откровением: в середине 2009 года бывший руководитель Sinopec Чэнь Тунхай был приговорен к смертной казни – за взяточничество. Всего Daimler в период с 2001 по 2005 год, как отмечается в документе, передал китайским чиновникам в виде откатов и дорогих подарков 4,1 млн евро.
В Туркмении в феврале 2000 года некий высокопоставленный чиновник получил от автогиганта в подарок на свой день рождения бронированный автомобиль Mercedes Benz S-класса стоимостью более чем 300 тыс. евро. Примечательно, что у президента Туркмении тех лет, а ныне покойного Сапармурата Ниязова (Туркменбаши) день рождения как раз в феврале. А в 2003 году концерн перевел с туркменского на немецкий язык одну из его книг и выпустил ее 10-тысячным тиражом в Германии, что обошлось автогиганту более чем в $250 тыс.
Госслужащих африканского континента концерн также баловал дорогими подарками. Например, бронированный Mercedes достался высокопоставленному чиновнику Либерии. Брали взятки официальные лица в и Египте, и в Кот-д'Ивуаре.
В Нигерии бизнес концерна был окрашен в футбольные цвета. Так, для чемпионата мира среди юношей по футболу, который проходил в этой стране под эгидой ФИФА, в 1999 году концерн через своего представителя продал Министерству промышленности 54 автобуса.
Контракт обошелся республиканской казне более чем в $6 млн, а за организацию сделки нигерийский чиновник получил откат 126 тыс. немецких марок.
В Европе чиновников задабривала компания EvoBus – «дочка» немецкого автогиганта. Подкупая латвийских, австрийских и венгерских госслужащих, предприятие продвигало продажи автобусов Mercedes. В итоге через третьих лиц латвийские чиновники за выгодные контракты получили от компании комиссионные в размере 1,8 млн евро, австро-венграм досталось более скромное вознаграждение – всего 330 тыс. евро.
С серьезными трудностями концерн столкнулся в Ираке эпохи Саддама Хусейна. Правительство диктатора отказывалось покупать транспорт немецкого производства из-за близких контактов Daimler с США.
В итоге Daimler с 2000 года стал заключать сделки с Багдадом через третьих лиц. До конца правления Хусейна концерн успел заключить с иракским правительством 12 контрактов, а местные чиновники, в свою очередь, получили откаты на общую сумму $5 млн.
Также взятки от Daimler, как сообщается в документе, получали госслужащие Хорватии, Греции, Индонезии, Сербии и Черногории, Таиланда, Турции, Узбекистана и Вьетнама. Для осуществления «неправомерных платежей» Daimler открыл более двухсот подставных счетов по всему миру. В общей сложности концерн потратил на взятки чиновникам более 50 млн евро.