В общем заключении по делу «Соединенные Штаты Америки против Daimler AG», размещенном в юридической базе американских судов PACE, детализировано обвинение в коррупционных связях германской автомобильной компании и чиновников разных стран. Пользуясь тем, что компания Daimler была зарегистрирована в США и у правоохранительных органов этой страны был доступ к ее финансовым документам, минюст провел проверку деятельности компании. Специалисты выяснили, что в течение десяти лет — с 1998-го по 2008 год — Daimler участвовал в коррупционных схемах по подкупу чиновников, чтобы получить госзакупки на выгодных условиях. Всего установлены случаи коррупции в 22 странах, в том числе в Египте, Туркмении, России, Германии, Вьетнаме, Венгрии, Нигерии и других. По закону о коррупционных нарушениях зарубежных компаний 1977 года американское правосудие может преследовать компании, чьи акции торгуются в США.
В обвинительном заключении минюста сообщается, что представитель Daimler в России давал взятки нашим чиновникам в период с 2001-го по 2005 год напрямую, а также через агентов и холдинговые компании.
Делалась это для того, чтобы обеспечить своей компании выгодные госзаказы. Среди фигурантов значатся МВД, Минобороны, Гараж особого назначения (ГОН), администрация Уфы и Нового Уренгоя, а также «Доринвест» и некие анонимные чиновники.
Всего за этот период немецкая компания продала российским госучреждениям автомобилей на общую сумму 64,6 млн евро. «В связи с этими продажами транспортных средств Daimler совершил незаконных платежей на 3 млн евро российским правительственным чиновникам», — сообщается в докладе.
Начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Михаил Евраев рассказал «Газете.Ru», что до 2006 года заказчик «мог делать всё что угодно и как угодно», потому что практически никаких правил размещения госзаказов в стране не было. «Де-юре был ФЗ-93 (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» — прим. «Газеты.Ru»), но де-факто возможности заказчика были не ограничены, — сказал он. — Можно было делать всё, что хочет заказчик: кого хотел — допускал, кого не хотел — не допускал. Информация о заказе размещалась только в печатных СМИ, в электронной форме найти ее было невозможно, и процедуры обжалования в контролирующем органе также не существовало». По его словам ситуация в корне изменилась в 2006 году с принятием нового закона о закупках — ФЗ-94.
Эксперты говорят, что заказчиком выступали сами ведомства.
«В большинстве случаев это делают через департаменты, которые занимаются госзакупками, — пояснил исполнительный директор НКО «Ассоциации электронных торговых площадок», руководитель Комиссии по электронной торговле и площадкам «Опоры России» Илья Дмитров. — В последнее время тенденция такова, что вся торговля происходит на электронных аукционах. То есть департаменты ведомств заключают договор с электронными площадками, где и размещается заказ. Это более высокое качество торгов и антикоррупционный метод». В 2001—2005 годах такие технологии были недоступны.
Сегодня звонить за комментариями в ведомства, фигурирующие в документах американского суда, практически бессмысленно, говорят эксперты: их сотрудники давно сменились.
«Нужно учесть, что в Минобороны за это время практически полностью сменилось руководство тыловых служб, а в МВД сменилось четыре или пять заместителей министра, ответственных за данные вопросы», — подчеркивает депутат Госдумы Александр Хинштейн. Сменились и руководители: в то время, например, МВД возглавлял Борис Грызлов (2001-2003 г.), а Минобороны — Сергей Иванов (2001-2007 г.). Их имена в обвинении не фигурируют. По международному соглашению имена обвиняемых разглашать запрещено.
Как пояснил в интервью «Газете.Ru» председатель национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, действительно, согласно процедуре, в отношении российских чиновников уголовное расследование могут вести только сотрудники российской прокуратуры. А значит, минюст США должен переслать материалы дела нашим следственным органам.
«К сожалению, это довольно распространенная практика, когда за заключение тех или иных контрактов должностные лица получают так называемые откаты. Однако чиновники, которые получали (либо не получали) взятки от Daimler, были российскими гражданами и находятся под юрисдикцией Российской Федерации, поэтому если американцы хотят разобраться в этом деле, то они должны передать материалы в нашу Генпрокуратуру в рамках международного сотрудничества», — говорит Хинштейн. По мнению депутата, если соответствующие материалы будут предоставлены, у расследования есть перспективы и в России.
Дойдет ли дело до судебного процесса — пока неизвестно. Daimler признал факт коррупционных схем всего по двум странам — Германии и России — и предложил суду США досудебное урегулирование иска с компенсацией в $185 млн. Если предложение обвинение не удовлетворит, первое слушание по делу состоится 1 апреля.
Российские власти активно пользуются автомобилями Mercedes. Президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин ездят на бронированных лимузинах Mercedes-Benz Pullman Guard. У главы Совбеза Николая Патрушева Mercedes S-класса. Председателю Конституционного суда Валерию Зорькину, председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву и председателю Высшего арбитражного суда Антону Иванову полагаются Mercedes 600 из гаража Федеральной службы охраны. Автотранспорт спикеру Государственный думы Борису Грызлову и председателю Совета федерации Сергею Миронову также предоставляется ФСО — это Mercedes S500. Один Mersedes S550 на этот год заказывала и Общественная палата.
Эту марку автомобилей любят и в силовых, и правоохранительных органах. Ранее сообщалось, что директор ФСБ Александр Бортников ездит на представительском Mercedes. В Следственном комитете при прокуратуре также любят эту марку, и в октябре был объявлен конкурс на покупку двух Mercedes-Benz S 350 L 4Matic.
«У нас не было и нет контрактов с Mercedes», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь управления делами президента Виктор Хреков. «У нас есть автомобили трех марок: это BMW и Ford российской сборки и частично продукция Горьковского автозавода», — пояснил он. Что касается главы государства и еще пяти человек, которые особо охраняются, то им машины предоставляются из гаража особого назначения (ГОН).