Ставки транспортного налога в Калининградской области, принятые 30 ноября 2009 года, признаны недействительными. В 2010 году налог с автомобилистов будет взиматься по ставкам 2009 года. Дело в том, что 16 марта решением Калининградского областного суда было полностью удовлетворено требование прокурора области Алексея Самсонова, который утверждал, что новые ставки приняты с нарушением законодательной процедуры.
Федеральный закон, позволяющий регионам увеличивать ставки транспортного налога в размере до 10 раз от федеральных нормативов, принятый 28 ноября 2009 года, вступил в силу 1 января 2010 года. То есть депутаты, принимая 30 ноября 2009 года поправки в региональное законодательство, руководствовались законом, который еще не вступил в законную силу.
В категории автомобилей от 100 до 150 л. с. налог был поднят с 25 руб. до 44 руб., в категории от 150 до 200 л. с. – до 63 руб. Налог на мотоциклы увеличился с 50 до 150 рублей за одну лошадиную силу.
Кроме того, по мнению прокуратуры, была нарушена процедура принятия закона: несмотря на то что нормативный акт был принят 30 ноября, опубликован он был только на следующий день, 1 декабря.
Теперь у правительства области есть право оспорить решение суда, но, по мнению депутатов областной думы, делать этого никто не будет. Судебному решению предшествовали в регионе массовые выступления автомобилистов, которые требовали отмены новых ставок, и для правительства сейчас важно снять общественное напряжение. «Я точно знаю, что губернатор примет решение суда и не станет его оспаривать. Мое мнение, что он не ожидал такого резкого отпора от людей, когда на улицы выходили тысячи человек, — сказал депутат, выступавший против повышения ставок, Соломон Гинзбург. — Сейчас оппозиция и власть собираются подписать примирительный документ – Дорожную карту. Одно из требований для правительства — сохранение прежних налоговых ставок на время кризиса».
Впрочем, правозащитники не уверены, что правительство области не станет принимать новые ставки и на следующий год.
«Сейчас для губернатора судебное решение стало отличным выходом. Не принимая политических решений, он смог снять напряжение, но это не значит, что поправки не будут внесены и на следующий год», — предупреждает Георгий Румянцев, председатель общественного движения защиты автомобилистов.
На 20 марта в Калининграде был назначен очередной митинг, но его проведение было запрещено. По словам Гинзбурга, чтобы не подвергать людей опасности со стороны милиции, массовых акций не будет, но, чтобы не ослаблять напряжение, будут флешмобы и пикеты. Румянцев считает, что особенно важно сейчас не терять напор и солидарность среди оппозиции. «Как только мы начнем расходиться во мнениях, власти этим воспользуются и потянут ситуацию на себя», — говорит правозащитник.
Последует ли за решением суда пересмотр регионального бюджета, который был составлен с учетом поступлений от автомобилистов, неизвестно.