Государственное унитарное предприятие «Мосгортранс» — оператор крупнейшей в мире наземной транспортной системы – опубликовал результаты своей борьбы с водителями, паркующими автомобили под контактными сетями троллейбусов и на трамвайных рельсах. Как рассказал «Газете.Ru» руководитель пресс-службы предприятия Александр Оносовский, всего за 2009 год владельцам транспортных средств, перегораживавших пути общественному транспорту, было направлено более тысячи претензий.
«Более чем в 500 случаях люди, получив наши претензии, их оплачивали. В 300 случаях дело было решено в нашу пользу через суд, — отметил он. – В целом за прошлый год мы вернули таким образом порядка 3 млн рублей».
Владельцев автомобилей, мешающих движению, ждет, по словам представителя «Мосгортранса», следующее: «Констатировав нарушение, мы вызываем ГИБДД. Автомобиль-нарушитель отбуксовывается на штрафную стоянку, на его владельца налагается штраф. Помимо этого, мы рассчитываем ущерб, нанесенный нам».
Методика расчета ущерба для общественного транспорта совершенно открыта и доступна, в частности, на официальном сайте предприятия: в среднем ущерб составляет 1 тыс. рублей для 1 троллейбуса, стоящего в пробке 1 час. Таким образом, рекордная пробка этого года – 35 троллейбусов, стоявших 6 часов на Садовом кольце в конце февраля, – может вылиться автовладельцу, неправильно запарковавшему машину, в рекордные 210 тыс. руб.
Впрочем, в 2009 году рекорд поставил некий иногородний водитель, которому была предъявлена претензия на 70 тыс. руб. В среднем, по словам Оносовского, сумма претензий к водителям составляет 10–15 тыс. руб. на человека. По словам транспортников, автомобилисты, блокирующие движение в Москве, имеют ряд отличительных признаков. Это либо владельцы дорогих авто, либо, напротив, обладатели совсем дешевых машин. Первые блокируют транспортную систему, поскольку чувствуют свою безнаказанность: «К примеру, последний случай: на проспекте Мира на несколько часов транспортную сеть заблокировал дорогой джип». Вторые, будучи приезжими, прибыли из регионов, где водительская культура еще находится в неразвитом состоянии. Они паркуют свои «копейки» как попало просто потому, что не имеют представления о том, что можно и чего нельзя.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечает, что «Мосгортранс», начав в минувшем году активно привлекать к ответственности водителей, создал своеобразный прецедент – и теперь претензии могут быть переадресованы обратно в московские городские инстанции.
«Фактически «Мосгортранс» открыл ящик Пандоры, который своей крышкой может ударить по московским властям. К примеру, автомобилисты, уплатившие десятки тысяч рублей, могут начать такую же массовую подачу исков к московскому правительству за отсутствие парковочных мест.
По его мнению, у них есть все основания: ведь им не удалось припарковаться вынужденно. И именно столичное руководство не дало им реализовать свое законное право пользования транспортным средством в полном объеме. Конечно, прецедентов удовлетворения таких исков пока нет, но рано или поздно автомобилистам надо начать огрызаться.