Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Почему рынок должен расплачиваться за безграмотность водителей?»

Год европротоколу

Система прямого урегулирования убытков по ОСАГО действует уже год. За это время к своему страховщику, а не в компанию обидчика обратились 7,5% пострадавших в ДТП, в 2010 году эта цифра может увеличиться до 20-30%. Упрощенным оформлением аварии водители почти не пользуются. Почему так происходит, начальник управления европейского протокола РСА Андрей Юрьев объяснил в интервью «Газете.Ru».

— До введения европейского протокола водители, попавшие в аварию не по своей вине, должны были идти в страховую компанию виновника ДТП и требовать возмещение убытков. Часто сумма выплат и сроки не устраивали водителей, что приводило к конфликтным ситуациям и судам. Как страховщики научились договариваться друг с другом?

— Действительно при определенных условиях (не больше двух участников ДТП, отсутствие раненых, а также наличие полисов у обоих водителей) ОСАГО позволяет оформить выплату по системе прямого урегулирования. То есть пострадавший водитель идет к своему страховщику, который переводит ему деньги. Дальнейшие взаиморасчеты между страховыми компаниями клиента не затрагивают. Но ситуация, в которой одна компания рассчитывает за другую, содержит в себе возможные конфликты. Страховщик клиента может задирать сумму выплаты, чтобы отстоять своего клиента, компания страховщика может эту сумму занижать, и трудности с расчетами могли бы вылиться в массовые судебные процессы и просто парализовали бы рынок. Но, к счастью, во Франции уже давно прошли через эту стадию и разработали систему фиксированного взаиморасчета компаний, которой мы и воспользовались.

По этой системе при урегулировании любой аварии компании рассчитываются по фиксированной ставке. То есть если одна компания выплатила за другую 3 тысячи рублей или 60 тысяч, ей компенсируют 25 тысяч. Согласно теории больших чисел, при постоянном взаиморасчете к концу года бюджеты сойдутся в ноль. Водители сделали 152 990 обращений, по которым было выплачено по 104 589 случаям. Остальные случаи еще находятся на рассмотрении, т.к. самое большое количество обращений клиентов было зафиксировано в феврале 2010 года.

— Как это происходит технологически?

— Мы создали электронную систему взаимодействия между страховщиками. Только на подготовку программного обеспечения у нас ушло больше года. Еще год мы вырабатывали методику. Теперь, чтобы сделать запрос в компанию и выяснить, застрахован ли в ней обидчик клиента, страховщику нужно воспользоваться этой системой. Так же мы контролируем сроки выплат и взаиморасчетов, чтобы отследить, насколько добросовестно компании выплачивают компенсации друг другу. Что касается фиксированных сумм, сейчас они делятся лишь по территориальному признаку –10 регионов, где у каждого своя ставка компенсации. Но мы планируем расширить тарифную систему, выделив еще типы транспорта – отечественные легковые, легковые иномарки и другие виды транспорта.

— Система прямого урегулирования — это еще и возможность оформлять аварию без участия ГИБДД. Этой системой водители пользуются?

— Практически нет. Мы заложили в закон об ОСАГО, что при мелкой аварии, когда сумма компенсации не превысит 25 тысяч рублей, возможно запросить выплату только по заполненным заявлениям об аварии. Для этого были внесены изменения и в Правила дорожного движения, где оговаривается эта практика (пункт 2.6.1 ПДД). Мы хотели, чтобы автомобилистам не нужно было стоять часами в ожидании инспекторов, когда повреждено только крыло у машины или разбита фара, и могли сэкономить время и силы. Но люди не пользуются этой возможностью.

— Наверное, они просто не доверяют страховщикам и боятся остаться без денег. Как вы считаете?

— Думаю, водители просто не умеют заполнять Извещения о ДТП. Главное условие, чтобы данные в Извещениях были идентичны, и у участников аварии не было разногласий по обстоятельствам произошедшего ДТП. В противном случае страховщик откажет в выплате. К примеру, в Америке школьников учат заполнять налоговые декларации. У нас автошколы также должны учить заполнять заявления, но они этого не делают. И в состоянии шока на месте аварии водители элементарно боятся что-то напутать. Думаю, что нужно добавить в список экзаменационных вопросов ГИБДД еще и правила заполнения таких Извещений о ДТП. Тогда лед тронется. Мы однозначно готовы к диалогу в данном направлении с ГАИ России и Минфином.

— А может быть, нужно обязать компании в спорных случаях европротокола не отказывать клиенту, а выяснять обстоятельства? А то получается, что, если человек просто ошибся, его автоматически приравнивают к мошеннику и отказывают в выплате.

— Если подключить к этой системе, скажем еще и службу аварийных комиссаров, либо иные сервисы для проверки обстоятельств произошедшей аварии, то это, без сомнения, увеличит себестоимость ОСАГО, а значит, придется пересматривать тарифы, которые и так за 6 лет ни разу принципиально не повышались. Почему рынок должны расплачиваться за безграмотность водителей? Если автомобилист не уверен в себе - пусть оформляет аварию с ГИБДД.

На «Уралвагонзаводе» разобрали танк Leopard и поразилисьУжас в Подмосковье: всех погибших обнаружилиЗахарова проучила журналистов из США, заставив зал хохотать: СМИПредательство Алексея Кравченко обсуждает вся РоссияПлан Зеленского слили партизаны: что творится на границе с РФЖенщина показывает лишь одно, когда закидывает ногу на ногуЗахарова прокомментировала итоги переговоров США и УкраиныПредательство Алексея Кравченко обсуждает вся РоссияЧто сделал Герасимов, прибыв на командный пункт в Курской областиЭкс-глава МИД России Козырев оказался предателем страныВ Белом доме уже подтвердили происходящее с ТрампомМакрону прилетел такой ответ от РФ, которого ещё не видели СМИМирный план Трампа по Украине оказался хитрой ловушкой«Свинья»: такого от фон дер Ляйен мало кто ждал в ЕвропеШокирующее заявление из США после переговоров в ДжиддеСтало известно о попытке силового захвата власти в РоссииЖенатым не смотреть! Фото Ани Лорак без одежды сразили наповалНазвана новая столица для Украины? В США уже не скрываютУстроивший мощный взрыв в Москве оказался не так простРоссия выдвинула 1 условие США: американцы опешили
Новости и материалы
Россиянам объяснили, как решить проблему с курящими в подъезде соседями
В Приморье учитель физкультуры, «воспитывавший» школьников указкой, остался без работы
Стало известно, сколько иностранцев экстрадировали из России в 2024 году
Названы лучшие ноутбуки стоимостью до 70 тысяч рублей
Суд заочно приговорил наемника из Грузии к 24 годам за теракт в Курской области
Уничтожение бойцов ВСУ ударными дронами в Судже попало на видео
«Вопрос об эгоизме отпал»: в «Динамо» высказались об Овечкине
Глава ФСИН рассказал о нехватке личного состава
В Роспотребнадзоре раскрыли плюсы от возвращения зарубежных брендов
Командование ВСУ признало поражения в Курской области
Александр Буйнов пришел в больницу к сбитой пенсионерке
Появилось видео со штурмом бойцами ВС РФ Суджи
Агутин поздравил первенца от балерины с 29-летием: «Очень скучаю»
Минобороны рассказало об ударах по ВСУ на Харьковском направлении
«Китайский Porsche Cayenne»: в Саратове продают Hawtai Boliger 2015 года без пробега
В Минцифры заявили о неприступности «Госуслуг» для хакеров
Эксперт заявил, что перемирие на Украине «обнулит» победы России
Прохор Шаляпин пострадал на съемках: «Боялся, что потеряю сознание»
Все новости
[]