Председатель правительства России Владимир Путин пообещал оказать помощь в проведении ралли-рейда «Шелковый путь». О планах сделать гонку ежегодной говорилось в ходе встречи с командой «КАМАЗ-Мастер» в Набережных Челнах.
Предполагается, что маршрут соревнования будет ежегодно меняться. Дебютный «Шелковый путь» пролегал из Казани в Ашхабад, а в нынешнем году ралли-рейд планируется провести по маршруту Санкт-Петербург – Сочи. Мероприятие уже включено в календарь международной автомобильной федерации (FIA) и должно пройти с 9 по 19 сентября.
По словам руководителя команды Семена Якубова, в прошлом году «Шелковый путь» обошелся в 15 млн евро – в нынешнем году организаторы планируют уложиться в ту же сумму, независимо от маршрута. «Договорились», — ответил Путин, что информагенства расценили, как возможное предложение финансировать гонку за счет бюджета. Выделит ли в действительности Путин госсредства на автоспорт, пока непонятно.
Однако Семен Якубов, руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» и председатель оргкомитета «Шелкового пути», на средства из госбюджета не рассчитывает. «Речь не идет о государственной помощи в виде конкретной суммы бюджетных денег. Бюджет формируется заранее и решает свои задачи. Видимо, будет найдено какое-то другое решение, как помочь», — пояснил Якубов «Газете.Ru».
В частности, прошлогодний ралли-рейд был проведен на спонсорские средства – треть суммы выделила туркменская сторона через «Туркменгаз», значительный вклад сделал «КамАЗ», также средства поступили от «Газпрома», «Лукойла» и других спонсоров.
По словам ответственного секретаря Российской автомобильной федерации Сергея Ушакова (одного из спортивных комиссаров «Шелкового пути»-2009), значительные средства при организации подобных мероприятий уходят на использование авиации – на самолетах перемещаются бригады врачей, организаторы, журналисты. Ход гонки контролируют с вертолетов: это важно для обеспечения безопасности. Кроме того, авиация необходима для видеосъемки. Также больших затрат требует организация бивуаков, питания, бытовых условий для участников.
В 2009 году «Шелковый путь», прозванный «ралли трех президентов», прошел по территории России, Казахстана и Туркмении. Старт предпоследнего этапа посетили Дмитрий Медведев, Нурсултан Назарбаев и Гурбангулы Бердымухаммедов.
В зачете грузовиков на соревновании первенствовал экипаж Фирдауса Кабирова на «КамАЗе», в зачете автомобилей первые три места заняли экипажи заводской команды Volkswagen, победителем стал испанец Карлос Сайнс.
Место финиша нынешнего ралли-рейда выбиралось с прицелом на грядущую Олимпиаду, а Санкт-Петербург как точка старта удобен с логистической точки зрения: иностранные участники прибудут на старт через Финляндию.
По словам Якубова, маршрут гонки в нынешнем году будет проходить вдоль Волги до Астрахани, а далее через Калмыкию в направлении Сочи. Общая протяженность пути составит около 5 тысяч км, организаторы обещают интересный ландшафт, песчаные участки, ориентируются на исторические памятники.
«Сейчас принято решение о прокладке трассы по этому маршруту, и принципиально обозначены лишь точки старта и финиша», — подчеркивает Якубов. Полностью прописать дистанцию на местности планируется к концу лета.
«Шелковый путь» имеет статус соревнования Серии Дакар: гонка организуется при участии французской компании Amaury Sport Organisation (A.S.O.), владельца «Дакара», и соответствует всем «дакаровским» стандартам.
Французские специалисты примут участие в проведении «Шелкового пути» и в этом году: в их ведении будет спортивная часть мероприятия (примерно пятая часть от всего объема работы), в том числе контрольные точки и хронометраж.
«Поскольку «Шелковый путь» — ралли-рейд, его маршрут экипажам неизвестен до начала соревнования. Заранее намечаются контрольные точки, а экипажи едут на дистанции «с листа», — поясняет Сергей Ушаков. При этом сентябрь для проведения гонки выбран не случайно: гоночным командам «Шелковый путь» дает возможность проверить новую технику, провести боевую «репетицию» перед «Дакаром».
«Можно сказать, что прошлогодняя гонка прогремела на весь автоспортивный мир, в том числе своей организацией, отсутствием технических сбоев», — резюмирует эксперт.