На прошедшей неделе за взятки была задержана целая рота ДПС ГИБДД по Астраханской области. Оперативники ФСБ, с ведома Генпрокуратуры, на подставной машине с одним номерным знаком проехали по участку дороги мимо трех постов ДПС. На двух постах водителю предложили откупиться за 100 рублей, а на третьем заподозрили, что провокатор пьян, и потребовали 14 тысяч рублей за проезд без медосвидетельствования. Водитель начал торговаться, и сумму удалось сбить до 4 000. Все это было записано на скрытую камеру. Следствие установило и пирамиду, по которой распределялись заработанные на взятках деньги. Каждый сотрудник делится со своим начальником, тот в свою очередь делится со своим. По итогам операции были задержаны 19 гаишников и трое руководителей батальона ДПС. Месяц назад в этом же регионе был осужден замглавы МРЭО, который продавал техталоны и водительские права.
И в том и в другом случае, согласно материалам дела, оборот составлял миллионы рублей.
В Алтайском крае завершено следствие по факту 20 эпизодов незаконного возвращения водительских удостоверений взамен изъятых за езду в нетрезвом виде. В преступной группе состояли четверо гаишников и один посредник.
Служба собственной безопасности ГИБДД с коррупцией в системе давно уже не справляется. Полгода назад глава МВД Рашид Нургалиев собирался создать спецподразделение, которое должно было следить за работой гаишников. Но и оно, видимо, оказалось недостаточно эффективным. Крупные скандалы расследует ФСБ совместно с прокуратурой. Это дает хоть какой-то шанс на независимое расследование преступлений.
Причем суды стали давать реальные сроки гаишникам-взяточникам. Так в Астрахани продавец техталонов приговорен к 8 годам лишения свободы, а в Нижегородской области замначальника ГИБДД приговорен к 4 годам за взятку в 10 000 рублей. Но в то же время на Камчатке гаишник получил три года условно за взятку в 2 000 рублей.
Минимальные сроки получают и гаишники-убийцы.
Тувинский инспектор, застреливший одиннадцатиклассника и подбросивший в машину игрушечный пистолет, чтобы сфабриковать себе алиби, приговорен к одному году и трем месяцам лишения свободы в колонии-поселении. Гаишник выстрелил мальчику в шею, пуля прошла навылет и ранила пассажирку машины, также ученицу одиннадцатого класса. Но суд решил, что убийство произошло по неосторожности.
Громкие аресты пока не привели силовиков к мысли, что, если проехать в пьяном виде мимо постов во всех регионах страны, как минимум на каждом втором оперативники предложат откупиться.
Вероятно уже пора объявлять о всероссийской проверке структуры. Как в 2007 году, когда прокуратура проверила все отделения ГИБДД и возбудила сотни уголовных дел, многие из которых потом, правда, замяли. Но нежелание радикально решать проблему тоже можно понять: ведь если арестовать всех гаишников в стране, кто же будет обеспечивать безопасность на дорогах?