В Государственную думу внесен законопроект «О правилах дорожного движения», меняющий статус главного автомобильного документа с постановления правительства на закон. «Сегодня, чтобы внести изменения в Правила дорожного движения, не нужно проводить ни согласований, ни экспертиз в профильных комитетах с участием специалистов. Тогда как документ, ограничивающий права граждан, должен приниматься гласно», — пояснил один из авторов проекта депутат Александр Хинштейн.
«Это полностью исключит субъективный фактор правоприменительной практики и непубличный характер вносимых изменений в эти правила», — уверен другой составитель проекта Геннадий Гудков.
Впервые об изменении статуса ПДД заговорили в 2007 году, когда после внесения поправок в постановление вне закона оказались тысячи автомобилей. Правительство скорректировало формулировку в правилах допуска машин к управлению на территории России, и в результате машины с задними поворотниками красного цвета оказались под запретом. При этом времени на ремонт машин автомобилистам не оставили – постановление было подписано за пять дней до вступления в силу. В апреле 2007 года, спустя три месяца после принятия поправок, премьер-министр Михаил Фрадков приостановил их действие.
С тех пор проекты, предлагающие обезопасить автомобилистов от необдуманных решений правительства, вносились неоднократно.
«Я глубоко убежден, что на законодательном уровне должны приниматься не только ПДД, но также и правила регистрации и снятия с учета машин, и правила проведения техосмотра и обязанности самих сотрудников ГИБДД», — рассказывает бывший депутат Госдумы, автор схожего законопроекта Виктор Похмелкин. Проект Похмелкина был отклонен несколько лет назад.
Понимают несостоятельность юридических отношений автомобилистов и правительство, и в Совете федерации. Сенатор от Карелии, бывший глава ГАИ России Александр Федоров также разрабатывает закон «О дорожном движении». Проект шире, чем внесенный в Госдуму господином Хинштейном. Федоров предлагает собрать все акты, регулирующие права и обязанности автовладельцев, в единый документ. В то же время сенатор считает, что технические нормы и требования к автомобилям в его закон включать не стоит. «В нашей концепции мы говорим только о тех нормах, которые ограничивают свободы граждан. Техническую документацию при этом можно оставить на существующем уровне принятия», — пояснил Федоров.