ГИБДД России разослала по подразделениям официальное письмо об отзыве «Методики проведения квалификационных экзаменов» на водительские права. Это сделано по требованию Генпрокуратуры. Таким образом, безрезультатно закончилась попытка Госавтоинспекции модернизировать систему обучения и экзаменации водителей. Ранее, в конце ноября, Федеральная антимонопольная служба «завернула» требования к автошколам, предусматривавшие целый ряд технических нововведений.
О том, что систему подготовки водителей и приема экзаменов надо менять, руководители государства говорят уже не первый год. Еще в 2005 году Владимир Путин назвал процесс получения прав «поставленным на коммерческий поток» и поручил ГИБДД усовершенствовать его. Однако в 2009 году его преемнику Дмитрию Медведеву снова пришлось обратить внимание на «дефицит квалифицированных преподавателей, слабое техническое оснащение автошкол, недобросовестный подход к экзаменам и отсутствие какой-либо ответственности за подготовку выпускников». Ознакомившись со статистикой, по которой более трети нарушений совершаются водителями, недавно получившими права, президент осенью прошлого года поручил МВД и Минобрнауки «готовить предложения по внедрению современных методик, для того чтобы экзамены на вождение были более точными».
В 2009 году 17% водителей в анонимных опросах признавались, что свои права просто купили.
Выполняя поручения Путина и Медведева, ГИБДД в 2008–2009 годах подготовила новые требования к автошколам и новую методику приема экзаменов для собственных работников. Однако, как рассказал «Газете.Ru» руководитель автошколы «Эх, прокачу» Олег Уранцев, принимавший участие в обсуждении новых норм, выработанная госструктурой система требований для большинства автошкол оказалась невыполнима.
По его словам, они подразумевали лицензирование только тех автошкол, у которых в наличии окажется автодром «с перекрестком, железнодорожным переездом и светофором». Кроме того, площадки предполагалось оборудовать «системами автоматической фиксации экзаменационного процесса с помощью записывающего оборудования», к записям которых должна была иметь доступ ГИБДД. И, наконец, требовалось применять устройство «Психокомплекс» для контроля психического состояния будущего водителя. «Эти требования включали в себя «коррупционно опасные» моменты, фактически рассчитанные на узкий круг компаний. Мы обратились в Федеральную антимонопольную службу, которая потребовала отменить их. В ноябре 2009 года новые требования к автошколам были отменены — но, к сожалению, вместе с упомянутыми спорными пунктами были отменены и разумные, устраняющие недостатки в современном процессе обучения водителей».
Правда, после отмены требований к школам «автоматические автодромы» и «системы видеоконтроля» остались в методике приема экзаменов, которой должна была руководствоваться сама ГИБДД. Эта методика была принята автоинспекцией летом и должна была вступить в силу повсеместно в 2011 году. При этом в отдельных регионах, располагающих подходящей технической базой, новые экзамены разрешалось вводить досрочно.
Те же автошколы, опасаясь, что их просто пытаются заставить перейти на автоматизированные автодромы другим способом, обратились в Генпрокуратуру с просьбой начать проверку экзаменационной методики.
Генпрокуратура не стала углубляться в нюансы и просто констатировала, что «Методика», по сути, является «нормативным правовым актом», который ГИБДД самостоятельно принимать не может. А должна сначала зарегистрировать в Минюсте, получить правительственное одобрение и так далее.
Как пояснили «Газете.Ru» в прокуратуре, уже в середине января методика руководителем ГИБДД Кирьяновым была отозвана. Впрочем, в самой Госавтоинспекции по-прежнему затрудняются комментировать сложившуюся ситуацию. Официальный ответ о дальнейшей судьбе методики получить также не удалось.
Сейчас, по словам Олега Уранцева, в области подготовки и экзаменации водителей есть неразбериха: «Мы обучаем по правилам, разработанным в 2009 году совместно с Минобрнауки. А ГИБДД принимает экзамены по своим чуть ли не от 2000 года. В итоге возникает масса противоречий. К примеру, для обучения на категории DE у нас имеется автобус с прицепом, мы можем обучать только на нем. А ГИБДД, в свою очередь, может принимать экзамены только на автобусе с «гармошкой». И таких нюансов сейчас масса. Поэтому когда накопится критическая масса недовольных, попавших в тупик, руководству автоинспекции так или иначе придется состыковывать нормативы. Нам остается только ждать», — констатирует эксперт.