Во вторник поздним вечером GM официально объявил, что сделка о продаже Saab голландскому покупателю Spyker Cars заключена. Ранее в течение двух дней стороны отказывались от комментариев по поводу слухов о покупке и даже утверждали обратное: «Когда будет достигнута договоренность ― неизвестно», ― сообщал представитель Spyker еще накануне официального признания факта продажи.
По данным Bloomberg, Spyker заплатит за Saab $74 млн и еще $326 млн в виде привилегированных акций компании, которая появится в результате слияния. По условиям сделки, правительство Швеции гарантирует Saab €400 млн в качестве кредита от Европейского инвестиционного банка.
Между тем еще в начале января представители американского автоконцерна заявляли о своей «твердой решимости» ликвидировать свое шведское подразделение. Это намерение вызвало массовые протесты в Швеции, где рабочие вышли на площадь перед центральной проходной завода в городе Трольхеттан и провели манифестацию под лозунгом «Сэкономьте деньги ― продайте Saab!». В своем открытом письме руководству американского автогиганта они указали, что, так как Generals Motors на 60% принадлежит государству США, было бы дешевле для американских налогоплательщиков продать компанию, а не закрывать ее.
Поиски покупателя Saab велись в течение всего 2009 года. Впервые о своем намерении сбыть свое шведское подразделение (где на производстве до сих пор заняты свыше 3 тысяч человек) General Motors объявил в прошлом январе.
Далее последовал драматический торг: появлялись самые неожиданные претенденты, по большей части из числа компаний, никогда не занимавшихся массовым автомобильным производством.
В мае 2009 года GM, казалось, уже определился с покупателем ― им должен был стать относительно маленький (по оборотам и числу работников) производитель эксклюзивных автомобилей шведский Koenigsegg. Сделка обсуждалась полгода, но в конце ноября, когда все уже, казалось, было обговорено, Koenigsegg в одностороннем порядке вышел из переговоров по приобретению Saab.
GM выразил сожаление и заявил, что, в случае если до конца года покупатель скандинавского актива не найдется, от Saab придется избавиться.
На бренд тут же появились еще несколько покупателей: две американских инвестиционных компании (ранее к автопрому отношения практически не имевшие), китайская Bejing Auto Industry Corporation, а также голландская Spyker Cars ― фактически такая же элитная автомастерская, как и сошедший с дистанции Koenigsegg, но убыточная на протяжении почти всей своей истории. Spyker на треть контролируется российским Конверсбанком Владимира Антонова.
Теперь бренд голландцами приобретен. Однако, по данным Bloomberg, россиянин Владимир Антонов, совладелец и крупнейший акционер Spyker Cars, по условиям сделки продаст весь свой пакет из 4,6 млн акций основному владельцу Spyker Виктору Мюллеру.
Такое условие ставило руководство GM во время переговоров по продаже Saab голландской компании. Значит, российским Saab так и не станет.
При этом разработка новых моделей на грани коллапса в Saab, судя по всему, не останавливалась. Так, в понедельник журнал Autocar опубликовал фотоотчет папарацци, заснявших тестовый прототип обновленного 9-5. Компания Saab продолжает готовить обновленный универсал Saab 9-5 к выходу на рынок, заявило издание.