Правительство утвердило и опубликовало правила оказания услуг по организации проезда по платным дорогам. В этом году в распоряжение государственной компании «Российские автомобильные дороги» («Автодор») будут переданы первые федеральные трассы. Это означает, что они станут платными — для начала на тех отрезках, где есть альтернативные объезды. Платными в следующем году, вероятно, станут некоторые участки трасс: М10 «Москва — Петербург», «Дон», «Украина», ЦКАД, М5 «Урал», М8 «Холмогоры», М9 «Балтия», М6 «Каспий». Все это заставило правительство выработать правила платного проезда.
В правилах сказано, что услуга будет всеобщей. То есть отказывать водителям в праве проезда по платным дорогам операторы не могут — «за исключением случаев, предусмотренных законодательством». Деньги будут брать на основании «договора о пользовании дорогой». Заключать его можно будет четырьмя способами.
Первый — водитель въезжает на платную автомобильную дорогу в месте, где нет пункта оплаты проезда, и оплачивает проезд по ней в конце своего пути; второй — при въезде оплачивает проезд в пункте взимания платы; третий — покупает проездной талон (размером 75х105 мм), который крепится к лобовому стеклу; четвертый — покупает электронную смарт-карту, которую прикладывает к панели электронного платежного устройства. На всех въездах на платные участки должна быть размещена подробная информация о том, кто именно и сколько возьмет с водителя за проезд.
О ценах, которые будут взиматься за проезд, в правительственных правилах сказано, что устанавливает их сам оператор. Причем цены могут варьироваться в зависимости от класса автомобиля, времени суток, времени года и даже частоты и времени проездов по трассе в случае «постоянных клиентов», по образцу фитнес-клубов. Разрешены также акции. Цены, однако, необходимо будет утверждать в правительстве.
Каков именно будет порядок цен на федеральных трассах, в правительстве еще не решили. «Автодор» изначально назначил небольшую стоимость — рубль за километр для легковых авто. Однако позже Минтранс заявил, что плата будет «от рубля до пяти», причем больше всего платить будут грузовики.
За отказ от оплаты проезда, отмечают авторы правил, водитель будет «нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации». Ответственность будет административной, а не уголовной.
Кроме того, у въезда на платные участки трасс будут устанавливаться отдельные ворота для льготников, привилегированных групп автомобилистов и спецтранспорта, который получит право проезжать по платной дороге бесплатно и не останавливаясь. Эти льготные проезды разрешено снабжать шлагбаумами.
Еще одно нововведение: «в целях контроля за соблюдением договоров» все факты пользования платной дорогой будут регистрироваться на пленку.
«Оператором может осуществляться регистрация фактов пользования платной автомобильной дорогой, включающая сбор, хранение и использование следующих данных: а) государственный регистрационный номер транспортного средства; б) фотография или видеоизображение транспортного средства; в) фотография водителя за рулем транспортного средства; г) время и место пользования платной автомобильной дорогой»,
— сказано в правилах. Своей базой данных, правда, операторам запрещено делиться с посторонними лицами.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин полагает, что подобные базы данных могут вызвать интерес со стороны частных структур, заинтересованных в сборе компромата на конкретных лиц. «Несмотря на то, что никакого нарушения законных прав на частную жизнь эти правила не нарушают, сами базы данных можно использовать против конкретных людей. Были случаи, когда даже обычные средства видеофиксации разрушали семейную жизнь людей: жена вскрывала конверт со штрафной квитанцией и фотографией, на которой автоматическая камера зафиксировала превышение скорости, и видела своего мужа в автомобиле с какой-нибудь посторонней женщиной». Поэтому, по мнению Травина, необходимо выработать строгие правила хранения подобных данных, исключающие доступ к ним третьим лицам.
Эксперт также отмечает, что сама по себе фотография не является доказательством идентичности водителя и конкретного человека. «Доказать, что именно я находился за рулем автомобиля в конкретное время в конкретном месте, можно только через суд. Поэтому установка камер на пропускных пунктах будет лишь еще одной мерой устрашения для слабонервных», — считает Травин.