В пятницу Госдума приняла во втором и окончательном третьем чтениях поправки в закон об ОСАГО. Речь идет об «уточнении состава убытков, подлежащих возмещению по договорам обязательного страхования владельцев транспортных средств». А именно, отныне размер суммы выплат на материалы и запасные части, которые владельцу будет возмещать страховщик, определяется «с учетом износа комплектующих, подлежащих замене при восстановительном ремонте». Порядок вычисления износа определяется правительственными правилами, принятыми еще минувшим летом.
Это значит, что депутаты узаконили принятый у страховщиков порядок заниженных выплат на ремонт машин. Если у пятилетнего автомобиля разбит бампер, выплата будет выдана не на новый бампер, а на такой же старый. Потерпевший будет либо докладывать недостающую сумму из кармана, либо будет вынужден искать подержанную деталь на разборках.
Разработчик законопроекта ― экс-депутат от «Единой России» Александр Коваль, ныне глава Росстрахнадзора. По его словам, внесение законопроекта было вызвано «неоднозначным толкованием отдельных положений страхового законодательства, ведущим к неопределенности при принятия решений о составе убытков, подлежащих возмещению». Как пояснили «Газете.Ru» представители страховых компаний, в последние годы нередко страховщиков заставляют выплачивать владельцам автомобилей полные затраты на ремонт.
Подобные судебные решения, по словам начальника отдела методологии Российского союза страховщиков Владимира Козлова, противоречили самому смыслу страхования и приводили к «обогащению за счет страховой компании». Поэтому страховщики всячески поддерживали идею о том, чтобы оплачивать восстановление автомобилей лишь до «предаварийного» состояния. То есть, по их идее, ремонт старой детали страховщик должен оплачивать в размере стоимости этой детали до страхового случая.
В первом чтении законопроект был принят еще в конце 2008 года.
Однако выяснилось, что проект предусматривает слишком большую свободу действий для страховщиков. В частности, он никак не ограничивал их возможности оценить практически любую деталь любой неновой машины как изношенную на 99%.
В результате внутридумской борьбы в пользу автовладельцев была сделана небольшая уступка. Максимальный начисляемый износ был установлен на 80% стоимости. В таком виде законопроект думское большинство вполне устроил.
Впрочем, депутат от КПРФ Борис Кашин, выступая на дебатах в пятницу, предупредил о его последствиях:
«До сегодняшнего дня владелец «Жигулей», пострадавший от наезда «КамАЗа» или «Майбаха», был защищен законом и мог требовать такого ремонта за счет средств страховых компаний, который и дальше позволял бы ему ездить. Теперь, указав на значительный износ, ему выплатят копейки и оставят один на один со всеми проблемами по восстановлению автомобиля.
В законодательстве ряда европейских стран предусмотрен учет износа деталей при оценке ущерба, но при этом там существует база данных с указанием точной цены запчастей, а главное, существует рынок подержанных комплектующих. В наших условиях учет износа превратит ОСАГО применительно к дешевым старым автомобилям в профанацию».
Депутат обвиняет в том, что проект все-таки был принят, «страховое лобби» в Думе и правительстве.
Лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин поясняет: «У страховщиков хорошие позиции в Госдуме, прежде всего в «Единой России». Понятно, что все законопроекты в пользу страховых компаний у нас рано или поздно принимаются».
При этом, по словам Похмелкина, для водителей принятый Думой законопроект откровенно вреден:
«Совершенно понятно, что любыми техниками по определению износа страховщик может манипулировать. Но важнее другое: почему водитель должен заменять изношенную деталь на изношенную? Страховщик будет оплачивать ему некую теоретически высчитанную сумму, а не реальные расходы на ремонт. А где водителю достать эту изношенную деталь по указанной в правилах цене?»
В Российском союзе автостраховщиков в день принятия законопроекта от комментариев воздержались.