Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Отдых с пробегом

Автопутешествие в Финляндию

Романтика дальнего путешествия и таинственность деревенской жизни в северном лесу, где можно встретить Санта-Клауса, — таким представлялось нам путешествие в Финляндию. Для побега от цивилизации мы выбрали современные машины — Mazda CX-9 и Land Rover Freelander 2. Отдыхать лучше с комфортом.

За несколько месяцев до Нового года мы знали только, что нас десять человек, четверо из которых дети, а пятеро — водители. И все мы хотим на машинах поехать в Финляндию — страну лыж, пушистого белого снега и настоящего Санта-Клауса.

Готовь сани летом — а заодно бронируй домик на курорте. В октябре мы сделали это с огромным трудом. Но все же за 1000 евро на 10 дней мы сняли полностью «упакованный» коттедж в местечке Ямиярви, что примерно в 300 км на северо-запад от Хельсинки. В 30 метрах от дома была освещенная лыжная трасса, а на случай отсутствия естественного снега — «туннель» со снегом искусственным. Были здесь и горки для спуска на лыжах и катания на санках, тюбингах и ледянках. Дом был с сауной и дровяным камином. Мы перевели нужную сумму через банк, получили подтверждение от финки-агента и проставили визы в посольстве. Началась подготовка машин к поездке.

Немного «погуглив», мы выяснили, что в Финляндию не пускают тонированные машины, резина у автомобиля должна соответствовать времени года, а из дополнительных документов требуется оформить грин-карту — европейский аналог ОСАГО.

Как оказалось, она делается в любой страховой и стоит одинаково — 1670 рублей на 15 суток. Цена одна и та же, что на видавший виды, но вполне надежный Hyundai Galloper, что на новые, взятые на тест-драйв Land Rover Freelander-2 и Mazda CX-9.

Теперь нам предстояло преодолеть 1350 км по маршруту МоскваСанкт-ПетербургВыборг — Лаппеэнранта — Тампере — Ямиярви. 2 января примерно в 15 часов мы стартовали.

Mazda CX-9 большая, как корабль, но при этом управляется она легко и приятно. Я понимаю американцев, для которых создавалась эта модель — машина должна быть как квартира. Высокая посадка водителя, комфортабельные кресла, легкий руль, широкий обзор — все это способствует неторопливому, спокойному вождению. Никакой суеты в потоке — кто надо замечает, кто надо пропускает. Кажется лишь, что «автомат» реагирует с некоторой задержкой — но это, видимо, после ручной коробки, к которой я привык. К тому же объем бензинового двигателя (3,7 л), а также взрывной кикдаун дают такой запас для разгона, что беспокоиться вскоре перестаешь. Как забываешь и о тормозах, которые кажутся сначала не такими «острыми» — но ведь и машина не маленькая.

Freelander-2 — машина более «пацанская», CX-9 — семейно-буржуазная. В первой ты управляешь процессом, во второй машина все делает за тебя. Одна для активного движения, вторая — для спокойного путешествия.

В Land Rover тоже бензиновый двигатель, но объемом 3,2 литра. Четыре режима управления: обычный, для скользкой, заснеженной дороги и под сильный уклон. В Mazda таких кнопок нет, все происходит автоматически. И в той, и в другой машине есть понижающие и повышающие («полуручные») режимы. Однако в Land Rover, в отличие от Mazda, номер передачи не выводится на экран, о нем можно только догадываться.

Обзор в Freelander-2 мне показался меньшим, зато лобовое стекло было с электрообогревом. Но ничто не спасает от замерзания после -15 форсунки омывателей. Руль более «острый», и кажется, что машина немного «рыскает», приходится подруливать. Хотя если прибавить газу, она ведет себя уже более ровно. Тормоза крепкие.

Дорога до Санкт-Петербурга бежала неспешно. Машины плавно входили в повороты, не обращая внимания на поземку и местами плохо утрамбованный снег — все работало автоматически и не отвлекало водителя.

ABS подключалась редко, только при острой необходимости. Мы не испытывали неудобств с освещенностью дороги — фары обеих машин высвечивали каждую выбоину, коих на российских дорогах встречается немало. Колонна двигалась относительно небыстро — 100–120 км/ч. Скорости в CX-9 не чувствовалось. Но и более шумный Freelander не утомлял, а, наоборот, убаюкивал детей. Из динамиков лилась тихая, приятная музыка.

Мы спокойно переговаривались по рациям. Внезапно от стекла «девятки» с грохотом отвалился навигатор. Лобовое стекло слишком замерзло — за бортом было -14. Вместе с ним замерзли и форсунки — омыватели признаков жизни не подавали. Обогрев стекла не помог. На стоянке форсунки неожиданно отогрелись, и стекло удалось помыть привычным образом. Прилип обратно к стеклу и навигатор. На наше счастье, таких остановок пришлось сделать лишь пару — погода была морозной, и грязи на дороге почти не было.

До Санкт-Петербурга добрались без приключений: иногда останавливались перекусить, размять ноги, да пару раз менялись водители — но скорее от скуки, чем от усталости. Ночью по кольцевой дороге Санкт-Петербурга нам предстояло пройти около 50 км, чтобы выйти на Выборгское шоссе — прямую трассу к российско-финской границе. Кстати, мы знали, что в Финляндии бензин очень дорогой — примерно 60 рублей за литр. Поэтому перед границей мы заправились по полной.

В районе Выборга два основных пропускных пункта через границу — Торфяновка, через которую трасса идет на Хельсинки, и Брусничное с трассой на Лаппеэнранту.

И хотя навигатор показывал, что более быстрый путь лежит через Торфяновку, мы решили пройти границу через Брусничное, поскольку нам предстояло отправиться севернее Хельсинки. Как потом выяснилось, это было верное решение — наши товарищи, которые в тот же день также отправились в Финляндию на трех машинах, простояли в Торфяновке 9 часов.

На границе удивило большое количество российских кордонов и куча формальностей, причем больше с российской стороны. Документы проверяли несколько раз. Сначала соответствует ли количество паспортов числу сидящих в машине. Затем, через несколько метров, пограничники по паспортам устанавливали личности выезжавших. Потом была еще какая-то пограничная будка, и наконец мы добрались до пункта таможенного досмотра и собственно пограничного контроля. Здесь, отстояв небольшую очередь, потребовалось заполнить декларацию, вопросы в которой можно было трактовать двояко. Справившись с шарадой, мы предъявили свои личности суровым охранникам наших рубежей и прошли формальный досмотр багажника машины.

Приятной неожиданностью между границами оказался магазин Duty Free, который обогатил наш багаж некоторым количеством алкоголя. А он, как известно, в Финляндии значительно дороже дорогого бензина.

В отличие от наших пограничников, финны, хотя и старались делать строгие лица, много вопросов не задавали, ничего не досматривали и пропустили нас в течение 10 минут. Весь пограничный переход занял у нас чуть больше часа.

Первое впечатление от Финляндии — необычайно белый снег. Кто-то пошутил: «Он же импортный». Шутка шуткой, но это обстоятельство все же удивило. Как потом выяснилось, все дороги там чистые, потому что никто не распыляет реагенты. На белый снег высыпают гранитную крошку, как на наши тротуары. Потом снег счищают вместе с этой крошкой, вывозят в снегоплавилки, где отсеивают камушки и снова рассыпают их на дороги. В итоге и не скользко, и красиво.

Запорошен белейшим снегом был и лес, через который петляла дорога. Снег блестел, завораживал и навевал сон. А нам еще предстояло пройти около 400 км и найти Ямиярви…

Никто толком не спал, все устали. Стали чаще меняться, останавливаться на заправках с круглосуточными маленькими магазинами, горячим кофе и закусками. Кофе бодрил, но недолго. Я отправился спать на пассажирское сиденье. Пока я спал, мы успели добраться до Тампере, что примерно в 250 км севернее Хельсинки. Основные трассы в Финляндии проходят вне населенных пунктов. Предельная скорость на них — 100 км/ч. А на более мелких дорогах, которыми мы и ехали, — 60–80 км/ч.

Машин было немного, водители вели себя вежливо. Если и превышали разрешенную скорость, то совсем немного. Хорошо расчищенная дорога шла через заснеженные поля, леса и мелкие деревни с красиво подсвеченными домами и придорожными магазинами.

Примерно за 50 км до Ямиярви наш единственный работоспособный навигатор (в двух остальных не оказалось карт Финляндии) повел себя, как пьяный Иван Сусанин. Он стал показывать какие-то объездные пути, возвращать нас назад, кружить на месте. Рации к этому моменту тоже сдохли, и мы лишь следовали за первой машиной.

Мы оказались на какой-то лесной просеке с тридцатисантиметровым свежим снегом. Машины стало заносить, скорость снизилась почти до пешеходной. Подъемы и спуски казались нечеловечески труднопроходимыми. Но это скорее от усталости водителей. В Land Rover пришлось включить «снежную» раздатку, в Mazda перейти на ручное управление.

Стало легче двигаться, но навигатор водил нас кругами. Спросить дорогу было не у кого, пока, на наше счастье, не появился местный житель на Audi.

Он согласился проводить нас до места назначения, за что ему вскоре в качестве благодарности была вручена бутылка русской водки. Он с радостью поблагодарил нас. Дорога от Москвы до Ямиярве заняла у нас около 23 часов.

Коттедж оказался даже лучше, чем мы ожидали. Действительно новый со всеми удобствами: кроме сауны и камина в нем были и электрический шкаф для сушки мокрой одежды, и стиральная, и посудомоечная машины, и большой телевизор, и интернет. На каждом из двух этажей был отдельный санузел. Дом был теплый, с подогревом полов. Во дворе находился сарайчик с дровами и навес на пару машин. По соседству с нашим домом было еще несколько коттеджей, но из-за сосен их практически не было видно.

Оказалось, что в таких местах, куда мы забрались, без машины никак не обойтись, а местные жители большие расстояния считают незначительными. В поселке «есть, конечно», небольшой магазинчик и что-то вроде кафе, но они работают где-то до пяти. А вот ближайший «отличный» торговый центр «находится всего в полутора часах езды». И после нашего автоброска из Москвы это уже действительно казалось пустяком. Что же касается супермаркета и ресторана, то они оказались «вообще рядом» — 15–20 минут на машине.

Такими вот «небольшими» заездами за неделю отдыха в Финляндии мы накрутили около тысячи километров.

В промежутках между ездой по магазинам мы катались на лыжах по лесу и на ледянках с горок, готовили барбекю, парились в бане, играли с детьми у камина, смотрели скаченные по wi-fi фильмы и наслаждались прочими вполне традиционными видами активного и не очень отдыха. Кому-то может показаться это скучным. Однако после безумно суетливой Москвы, с ее бешеным темпом и постоянными цейтнотами, даже спокойное ничегонеделанье уже кажется настоящим, давно желанным отдыхом. Тем более что здесь была удивительная тишина, прозрачный свежий лесной воздух. И хотя место казалось достаточно безлюдным, оно каким-то странным образом было обустроено под человека и казалось абсолютно безопасным. Если же вы кого-то здесь и встречаете, то, как правило, это будут доброжелательные местные жители, которые плохо говорят, но нормально понимают по-английски, или такие же туристы, как и вы, сбежавшие из больших и шумных городов.

Обратная дорога в Москву заняла у нас уже меньше времени — примерно 19–20 часов. Водители честно спали, когда их сменщики садились за руль. Поисков обратного пути не было, остановки стали более расчетливыми. Дети проснулись уже ближе к МКАДу. Жалели мы только о двух вещах: что так и не встретили Санта-Клауса и что нельзя было оставить себе Freelander и Mazda CX-9. Может, бородатый волшебник подарит нам их на будущий год?

Что думаешь?
Загрузка