По оценкам компании PricewaterhouseCoopers, российский рынок новых легковых автомобилей в 2009 году просел на 56% в количественном отношении и на 61% в денежном. Данная статистика включает продажи подержанных иномарок, но не учитывает рынка легких грузовиков. При этом приблизительно четверть реализованных за год машин ― прошлые запасы, ввезенные в страну до начала кризиса. Наименее пострадал в 2009 году сегмент иномарок российской сборки (в 2009 году в России было продано 390 тысяч таких машин на общую сумму $6,1 млрд), а также люксовые бренды.
Рынок подержанных иномарок с повышением таможенных пошлин снизился на 97% ― с 395 тысяч до 12 тысяч машин.
Таможенные пошлины на импорт автомобилей увеличились с января 2009 года. Ставка на ввоз новых иномарок (не старше 3 лет) возросли с 25% до 30% таможенной стоимости, а на автомобили возрастом от 3 до 5 лет ― с 25% до 35%. Под запретительные ставки попали машины старше 5 лет, а не 7, как было ранее. В зависимости от рабочего объема двигателя за каждый куб. см приходится платить от 2,5 до 5,8 евро.
«Мы не ожидаем, что в 2010 году российский авторынок будет быстро развиваться», ― говорит руководитель практики по оказанию услуг автопрому PwC Стенли Рут. По его словам, на поддержание спроса в 2009 году во многом повлияли скидки, предоставляемые на машины, ввезенные до повышения пошлин. При этом автомобильным дилерам удалось распродать почти все остатки машин 2008 года выпуска, тогда как автомобили 2009 года выпуска на склады не завозились, а поставлялись в Россию лишь на заказ, поэтому в дальнейшем покупателям не стоит ожидать значительных скидок. Учитывая данное обстоятельство, эксперты PwC не исключают дальнейшего снижения продаж автомобилей и в 2010 году.
Согласно пессимистическому прогнозу, разработанному компанией, падение российского авторынка по итогам 2010 года может составить до 5% при общем объеме продаж порядка 1,3 млн машин. При наиболее благоприятном развитии событий эксперты PwC предсказывают рост продаж на 15%. Общий объем продаж в таком случае достигнет 1,6 млн машин.
Аналитики отмечают, что российский рынок является малопредсказуемым, причем конечный результат зависит от множества разнообразных факторов. По мнению экспертов, на рынок в значительной степени будут влиять курс рубля, процентные ставки по кредитам и объем кредитования, а также эффективность программы антикризисных мер, внедряемых правительством. «Пока российские автодилеры боятся участвовать в государственной утилизационной программе. Согласно планам правительства, продавец должен будет сначала дать скидку покупателю, а получить компенсацию сможет только через несколько недель и даже месяцев», ― подчеркивает Рут, опираясь на мнение представителей российского автобизнеса.
По его словам, еще одна сложность состоит в том, что государство перед выплатой компенсации намеревается проверить состояние налоговых дел автодилера, а перспектива дополнительной встречи с налоговыми органами у торговцев автомобилями энтузиазма не вызывает.
Российские дилерские сети в сложившейся ситуации оказались наиболее уязвимыми. До кризиса большую часть прибыли они получали от продаж новых автомобилей. При этом в России особенно сильно пострадали региональные дилеры. Так, в Ростовской, Свердловской, Тюменской, Самарской, Челябинской областях, а также в Пермском крае и Башкирии продажи иномарок снизились на 60%. На развитых авторынках наблюдается противоположная ситуация: основной доход дилеры получают там от техобслуживания и ремонта, а также продажи подержанных машин.
По мнению аналитиков PwC, подобной переориентации дилерских центров стоит ожидать и в России, где автопарк в последние годы существенно вырос. Техобслуживание, продажа запчастей и подержанных автомобилей помогут дилерам частично восполнить потери прибыли от продажи новых машин.
Российский авторынок имеет значительный потенциал в долгосрочной перспективе, однако выход на уровень продаж 2008 года может занять минимум 5 лет. «Российский автомобильный рынок обладает достаточно развитой инфраструктурой дилерских сетей и логистики и в случае улучшения экономической ситуации в среднесрочной перспективе сможет быстро конвертировать общий рост в подъем авторынка», ― считает Стенли Рут. Но стимулирующие меры в России направлены на повышение спроса на продукцию отечественных заводов, в мировой же практике государство оказывало поддержку преимущественно авторынку в целом. Меры включали в себя утилизационные бонусы, а также налоговые льготы при покупке нового автомобиля. Так, в Бразилии до марта 2010 года отменен налог на покупку промышленных товаров, а налог на финансовые операции временно снижен вдвое. В Индии НДС был снижен на 4%, а акцизы на 3% независимо от места производства автомобиля, однако пошлины на иномарки там достигают 100%. При этом рост авторынка в Бразилии составил 13%, а в Индии ― 16%.
«Негативные последствия глобального кризиса для российского автомобильного рынка оказались одними из самых заметных в мире, поскольку сильная зависимость от импорта автомобилей и предшествующий существенный рост рынка сменился быстрым ослаблением рубля, увеличением процентных ставок по кредитам и падением потребительской уверенности», ― говорится в отчете PricewaterhouseCoopers.