Докризисный прогноз по продажам машин в России в 2009 году от Ассоциации европейского бизнеса — 2,4 млн новых автомобилей. В феврале, после первого провального месяца, производители умерили свои аппетиты и скорректировали прогноз до 1,9 млн автомобилей, но и он оказался далек от действительности. В 2009 году в России было продано чуть больше 1,4 млн машин. Таким образом, падение рынка составило 49% от предыдущего года. Прогноз на 2010 год — 1,5 млн.
Перед кризисом Россия была самым быстроразвивающимся автомобильным рынком.
Этому способствовало положение укрепляющегося среднего класса. Менеджеры, со стабильным, как тогда казалось, заработком, обязательными годовыми бонусами, возможностью взять кредит активно тратили деньги на машины. Этим пользовались банки, которые разрабатывали все новые программы льготного кредитования, а также автопроизводители, тут же сделавшие российский рынок приоритетным. Покупку автомобиля стимулировали и заоблачные цены на недвижимость в крупных городах. Невозможность купить квартиру делала машину едва ли не единственным способом вложить появившиеся деньги.
Но с первой волной кризиса рынок парализовало.
Снижение продаж началось еще в ноябре 2008 года, как только банки перестали выдавать кредиты направо и налево, а по офисам прошла волна сокращений. Рассчитывающие на рождественский спрос автокомпании остались с полными прилавками машин. Себестоимость производства во всем мире росла за счет роста цен на сырье и колеблющихся курсов. Чтобы компенсировать инфляцию, производителям пришлось поднимать цены даже на прошлогодние машины, придерживая производство новых. В то же время правительство России решило переориентировать последнюю покупательскую активность в сторону отечественного автопрома и подняло таможенные пошлины на новые иномарки на 30% с 1 января 2009 года. Если в декабре рынок просто замедлил рост, то январь впервые за много лет показал падение, причем сразу на 40%.
С такой ситуацией столкнулись почти все страны. Но если в Европе было решено направить правительственные меры на реанимацию рынка в целом, то российские власти ограничились тем, что попытались переориентировать рынок на отечественный автопром.
Заявленное в начале года льготное кредитование автомобилей стоимостью не выше 350 тысяч рублей и произведенных на территории России явно говорило об этом. На складах «АвтоВАЗа» к этому времени скопилось уже более 250 тысяч автомобилей, которые надо было срочно распродавать. Но план не выгорел, потому что основные потребители «Жигулей» — экономкласс — не могли себе позволить покупку машины даже с льготным кредитом. Впрочем, и увеличение стоимости будущей машины до 600 тысяч рублей не дало рывка рынку. Многие марки пытались распродать машины 2008 года выпуска до самой осени.
А у «АвтоВАЗа» все еще полные склады позапрошлогодних машин, а государственный кредит автогиганту, который можно было направить на ставку рефинансирования, уже превысил 80 млрд рублей.
Дальнейшие планы по стимулированию рынка уже на 2010 год придерживаются все той же концепции. Премия за утилизацию старой машины, благодаря которой рынки Европы закончили год даже с прибылью, заработает у нас только в марте этого года. Сумма премии составит 50 000 рублей, из которых 3000 владельцу придется заплатить за сдачу машины. Потратить деньги можно будет только на машины, произведенные в стране. Что касается льготного кредитования — оно и вовсе оказалось под вопросом. Премьер все еще не подписал распоряжение о продлении программы на 2010 год. Либо в правительстве считают, что она провалилась, либо не придают ей значения и просто забыли об этом документе.
Россия показала самую неэффективную программу стимулирования авторынка в мире. В Европе удалось наладить продажи за счет бонусов за утилизацию — от 1500 до 5000 евро в разных странах и без ограничений при выборе новой машины. Хотя платежеспособность населения европейских стран, безусловно, выше. И многие машины были куплены не в кредит, а чтобы вложить сгорающие из-за инфляции сбережения. В итоге рынки показали рост от 10 до 20% по сравнению с 2008 годом.
Китай и вовсе сделал спасение авторынка средством оживления экономики.
Разнонаправленная программа стимуляции рынка включает в себя реорганизацию налоговой системы, освободившую от налогов малолитражки, а также льготы на покупку коммерческого транспорта для сельского хозяйства. Выгодные кредитные программы также поддерживают граждан при покупке машин. В итоге рост рынка на 46% и 13,64 млн проданных автомобилей. Впервые за многие годы Америка продала меньше машин, чем кто-то еще. Потеряв 21% от продаж 2008 года, рынок США реализовал 10,4 млн машин.