В пятницу в Детройте глава европейского подразделения автоконцерна General Motors Ник Рейли официально объявил о том, что переговоры по продаже шведского предприятия GM – компании Saab – провалились. Бренд будет закрыт.
«Несмотря на усилия всех, кто участвовал в переговорах (по продаже Saab), стало совершенно ясно, что провести сделку в разумные сроки невозможно по причине слишком сложной работы, требуемой для выполнения комплекса задач,
– сказано в заявлении Рейли. – В соответствии с нынешним положением, Saab требовал быстрого решения. Мы сожалеем, что не смогли совершить сделку со Spyker Cars. Мы будем плотно работать с Saab, чтобы закрыть бизнес порядочным и разумным образом».
Говоря о «сворачивании бизнеса», Рейли настаивает, что речь не идет о банальном банкротстве: «Это не банкротство и не ускоренный процесс ликвидации, — заявил он. — Мы ожидаем, что Saab последовательно погасит все свои долги, включая задолженности перед поставщиками, и прекратит производство и продажи, продолжая присматривать за покупателями».
Saab, по словам Рейли, будет уважать свои обязательства, предоставляя сервис и запчасти обладателям уже произведенных и купленных автомобилей по всему миру.
Таким образом, 2009 год, начавшийся поисками покупателя для Saab, заканчивается официальным сообщением о его кончине. Впервые о намерении сбыть свое шведское подразделение (на производстве заняты свыше 3 тысяч человек) General Motors объявил в январе. Далее последовал драматический торг: появлялись самые неожиданные претенденты, по большей части из числа компаний, никогда не занимавшихся массовым автомобильным производством.
В мае этого года GM, казалось, уже определился с покупателем: им должен был стать относительно маленький (по оборотам и числу работников) производитель эксклюзивных автомобилей, шведский Koenigsegg. Сделка обсуждалась полгода, но в конце ноября, когда все уже, казалось, было обговорено, Koenigsegg в одностороннем порядке вышел из переговоров по приобретению Saab.
GM выразил сожаление и заявил, что, в случае если до конца года покупатель скандинавского актива не найдется, от Saab придется избавиться.
На бренд тут же появились еще несколько покупателей: две американских инвестиционных компании (ранее к автопрому отношения практически не имевшие), китайская Bejing Auto Industry Corporation, а также голландская Spyker Cars — фактически такая же элитная автомастерская, как и сошедший с дистанции Koenigsegg, но убыточная на протяжении почти всей своей истории. Spyker на треть контролировалась российским Конверсбанком. Именно на Spyker GM возложил последние надежды, однако переговоры зашли в тупик.
Судя по всему, General Motors предвидел их безрезультатность заранее, поскольку начал продавать Saab по частям, в частности передав китайскому претенденту BAIC производственные мощности для моделей Saab 9-3 и 9-5.
Теперь GM, по словам Рейли, сосредоточится на собственных делах – «очень трудных, но необходимых деловых решениях». В фокусе внимания концерна теперь будут четыре собственных бренда — Buick, Cadillac, Chevrolet и GMC. Плюс несколько региональных марок, в том числе Opel /Vauxhall в Европе. Это позволит компании посвятить больше ресурсов каждому из брендов и каждой модели.
Представители Spyker не комментируют срыв сделки.