Владельцы автомобилей, сдаваемых в утиль по государственной программе, возможно, будут оплачивать их переработку сами. «Государство собирается стимулировать спрос на новые машины, но не оплачивать переработку старых», — пояснил «Газете.Ru» источник в Минпромторге.
Стоимость переработки будет варьироваться в зависимости от региона, в котором будет действовать программа. Именно регионы по согласованию с Минпромторгом будут определять список фирм-утилизаторов. Деньги за переработку пойдут в доход фирм, которым государство доверит участвовать в проекте.
Пилотный проект Минпромторга по стимулированию спроса на продукцию отечественного автопрома стартует 1 января 2010 года. В рамках этого проекта граждане смогут получить скидки на новые автомобили российского производства. В программу на пилотном этапе включены Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Самарская, Саратовская, Свердловская, Нижегородская, Новосибирская, Калининградская, Ростовская, Ульяновская и Калужская области, а также Краснодарский, Красноярский и Приморский края, Удмуртия, Башкирия и Татарстан. На ее реализацию в 2010 году планируется выделить 9 млрд 950 млн рублей. Таким образом, рассчитывать на премию смогут почти 200 тысяч автовладельцев. Действие программы распространяется на автомобили старше 10 лет, при этом машина должна находиться в собственности последнего владельца не менее года.
«В рамках государственной программы владелец старого автомобиля (он же потенциальный покупатель нового) будет взаимодействовать не только с государством, но и с компанией-утилизатором. От государства он получит скидочный сертификат.
Однако саму переработку государство спонсировать не будет. Стоимость процесса переработки будет определяться фирмой в зависимости от машины», — пояснили «Газете.Ru» в Минпромторге.
По оценкам специалистов ведомства, стоимость утилизации одного автомобиля не превысит 3 000 рублей. В основном эта сумма будет складываться за счет применения специальных технологий при переработке отдельных частей автомобиля, представляющих экологическую опасность.
Главным критерием отбора компаний, которые займутся утилизацией машин в рамках государственного проекта, называется соответствие действующему экологическому законодательству и нормативным актам Ростехрегулирования. Список утилизаторов сформируют по согласованию с региональными властями и на основе прямых заявок компаний, которые уже получает министерство.
«Обнародованный в конце ноября проект постановления правительства содержит лишь общие основы программы. В дальнейшем планируется внедрить комплекс законодательных актов, регламентирующих утилизацию автомобилей», — подчеркнул собеседник.
Сейчас компании, занимающиеся переработкой вторичного сырья, в большинстве случаев предлагают владельцам автомобильного хлама забрать его на утилизацию совершенно бесплатно.
Единственное, что необходимо сделать, — снять автомобиль с учета в ГИБДД. Сергей Тиунов, руководитель компании «Шоссе», занимающейся утилизацией автомобилей, не считает плату в 3 000 рублей за переработку автомобиля высокой.
«Гражданин, который заинтересован в получении скидочного сертификата, скорее всего, заплатит эту сумму», — отметил он. Впрочем, каковы будут требования государства к процедуре утилизации, переработчик пока не знает.
Пока что отказываться от бесплатной переработки опрошенные «Газетой.Ru» утилизаторы не собираются, так как «это практически безотходное производство». Однако они допускают, что фирмы, получившие от госучреждений «добро» на участие в программе, введут плату за сдачу автохлама и найдут объяснение ее необходимости.