Министерство промышленности и торговли России опубликовало проект поправок к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Министерство предлагает снять ограничения по составу идентификационного номера (т. н. VIN-кода) для подержанных автомобилей, ввозимых на территорию России в частном порядке. Положение, регламентирующее для автомобилей 17-значный идентификационный номер, состоящий из цифр и латинских букв, было истолковано экспертами как косвенный запрет ввоза праворульных иномарок из Японии: там код состоит из 11 знаков. Ранее глава департамента автомобильной промышленности Минпромторга Алексей Рахманов писал в своем блоге о намерении просить японских автопроизводителей подготовить специальные переводные таблицы для «расшифровки» 11-значных японских кодов.
В то же время это не спасет дилерский бизнес Дальнего Востока, так как юридическим лицам можно будет ввозить только машины, соответствующие нашим кодам.
Другое предложение министерства касается максимальной габаритной длины автопоездов: ранее введенное «европейское» ограничение в 18,75 м планируется увеличить до 20 метров. Это позволит и дальше ввозить в Россию капотные американские тягачи, пользующиеся уважением у дальнобойщиков из-за комфортного «жилого» отсека.
Еще одно уточнение касается спидометров автомобилей. В предыдущей редакции документа говорилось о шкале спидометра и необходимости ее градуировки в километрах в час. Поправками предлагается дополнить «шкалу» понятием «дисплей»: таким образом документ охватит и «цифровые» спидометры, не имеющие стрелок и делений. В частности, такими приборами оснащаются некоторые модели Citroen. Требования к конструкции педалей, отраженные в документе, регламентируют беспрепятственное их нажатие ногой, находящейся «в естественном положении».
«В проекте нового технического регламента, принятого правительством, не содержится практически никаких запретительных мер.
Другой вопрос, что разработчики регламента готовы внести в него более серьезные изменения и дополнения – их обнародования стоит ожидать в декабре», — говорит доктор технических наук, специалист НИИ автотранспорта Сергей Мороз.
В ГИБДД России всецело поддерживают нововведения, связанные с обеспечением безопасности пешеходов и водителей. Речь идет, в том числе, о применении технических устройств и систем, повышающих стабильность управления и улучшающих безопасность водителей и пешеходов. Однако информацией о возможности принудительного ужесточения имеющихся требований к пассивной и активной безопасности автомобилей в ведомстве не располагают.
«Все те требования к безопасности, которые ГИБДД предъявляет к автомобилям, эксплуатирующимся на российских дорогах, изложены в принятом правительством техрегламенте», — заявил заместитель начальника управления ГИБДД России Александр Борисов. По его словам, сокращение тормозного пути, усовершенствование конструкции кузовов и кабин, внедрение электронных систем – процесс, который должен идти параллельно с обновлением автопарка страны.
Впрочем ни гаишники, ни ученые не готовы, наперекор усилиям по спасению отечественного автопрома, делать требования безопасности по-настоящему жесткими и эффективными: в техрегламенте нет обязательной установки ABS и подушек безопасности на автомобили, которые будут продавать в России, не говоря уже об обязательном ESP.
По словам Сергея Мороза, новый технический регламент почти во всём соответствует действовавшим ранее нормам.
Отличие заключается в том, что теперь они сведены в единый документ, утвержденный на правительственном уровне. Сейчас в техрегламенте приведены все сертификационные требования к транспортным средствам. Ранее они утверждались по отдельности, на уровне Ростехрегулирования.
На момент публикации материала получить комментарий в Минпромторге не удалось.