Американский страховой институт дорожной безопасности (IIHS) опубликовал рейтинг Top Safety Pick на 2010 год. В список наиболее безопасных автомобилей, представленных на американском рынке, в 2010 году вошли 27 моделей.
Авторитетная независимая организация, в этом году отметившая 50-летний юбилей, оценивает безопасность автомобилей по стандартной методике. Помимо фронтального краш-теста в нее входит удар сбоку, имитирующий наезд внедорожника, и удар в заднюю часть кузова. В 2010 году перечень ударных испытаний пополнился тестом, имитирующим переворот автомобиля. По данным института, в машинах, «сделавших уши», ежегодно погибают до 10 тыс. человек. В ходе нового теста крышу автомобиля, движущегося с постоянной скоростью, сбоку бьет металлическая плита. Для получения хорошего рейтинга при давлении, четырехкратно превышающем вес автомобиля, крыша должна просесть не более чем на 5 дюймов. Приемлемым показателем является 3,25 веса, крайне допустимым — 2,5 веса автомобиля.
В 2010 году за бортом рейтинга самых безопасных автомобилей останется продукция компании Toyota. Как отмечается в отчете IIHS, седан Toyota Camry продемонстрировал хорошие показатели во фронтальном и боковом краш-тестах, но не прошел в рейтинг из-за плохих показателей при наезде сзади — подвели сиденья и подголовники. В 2009 году в итоговый список вошли 11 моделей японского автогиганта, продающихся в США под марками Toyota, Scion и Lexus.
За бортом рейтинга-2010 помимо Toyota остались марки BMW, Mazda, Mitsubishi и Saab. Honda Accord, два года подряд добивавшаяся успеха, на этот раз сдала свои позиции.
Top Safety Pick 2010 года включает 19 легковых автомобилей, а также 8 внедорожников и кроссоверов. Среди больших машин первенство в рейтинге 2010 года осталось за моделями концерна Ford. Признание экспертов заслужили Ford Taurus, Lincoln MKS и Volvo S80 — шведская марка еще не перешла под контроль китайской Geely. К ним приcоединился Buick LaCrosse от General Motors.
В американском «среднем» сегменте наиболее безопасными признаны Audi A3, Mercedes C-class, Subaru Legacy и Outback, седаны Volkswagen Passat и Jetta, а также трехдверка Volvo C30. С оговорками лейбл Top Safety Pick получили седаны Chrysler Sebring и Dodge Avenger, дополнительно оснащенные системой стабилизации (ESC), а также Chevrolet Malibu, произведенные после октября 2009 года.
В малом классе правят бал азиаты. Эксперты IIHS отметили японские Nissan Cube, Subaru Impreza (кроме мощной версии WRX), седан Honda Civic с опционной ESC и корейский Kia Soul. Европу в этой компании представляет Volkswagen Golf шестого поколения.
Линейка компактных кроссоверов, напротив, выглядит интернационально. Бок о бок с японскими Honda Element и Subaru Forester расположились Volkswagen Tiguan и «коренной американец» Jeep Patriot (в России продается под именем Liberty). Среднеразмерные SUV представлены двумя моделями Volvo — XC60 и XC90, а также Dodge Journey и Subaru Tribeca.
«В 1995 году, когда институт начал проводить фронтальные краш-тесты с целью получения информации для потребителей, очень немногие автомобили могли добиться высшего рейтинга. Множество моделей провалились и в 2003 году, когда мы ввели краш-тест, имитирующий наезд сзади: проводя данное упражнение, мы чуть было не разорились на ремонте манекенов», — говорит президент института Эдриан Лунд.
По его словам, сейчас дело обстоит абсолютно иначе. Большая часть автомобилей выдерживают боковые тесты благодаря боковым подушкам безопасности и усиленным стойкам. Правильно сконструированные подголовники современных автомобилей предохраняют пассажиров от травм шейного отдела позвоночника, а практически повсеместно применяемые электронные системы стабилизации призваны предотвращать столкновения.
«В любом случае потребители останутся в выигрыше», — делает вывод Лунд.