Руководитель Минтранса Игорь Левитин подвел итоги чрезвычайной ситуации на федеральной трассе М-53 «Байкал». Как пояснил на спецсовещании директор ФГУ «Росдортехнология» Владимир Кротов, у многокилометровой пробки из фур, застрявших на пять дней в тайге, сразу несколько виновников: подрядчики, чиновники и сами водители.
Очередь из грузовиков стояла с 1127-го по 1134-й километр «Байкала» в Красноярском крае с 18 по 23 октября. По словам водителей, на пике она достигала 400-450 автомобилей. В пресс-службе МЧС по Красноярскому краю «Газете.Ru» назвали более скромные цифры – 200–250 автомобилей.
Причиной пробки стал ремонт участка дорожного полотна длиной около полутора километров. Вскоре после того как трассу перекрыли и стали укладывать бетонные плиты, полил ливень. Он почти моментально разрушил сооруженный для фур объезд, в результате чего его приходилось поправлять по нескольку раз в день. Пропускная способность объезда сократилась до 10–20 фур в сутки. Застрявшие в десятках километров от ближайшего жилья водители начали звонить в МЧС и в средства массовой информации. В итоге им подвезли полевые кухни, и дальнобойщикам удалось продержаться до того момента, когда дорогу экстренно привели в рабочее состояние.
Как поясняют в Минтрансе, в ходе дорожных работ были допущены нарушения.
По словам Кротова, подрядчик нарушил требования проектно-сметной и рабочей документации, заказчик – «Байкалуправтодор» — недостаточно контролировал процесс. Виноватыми оказались и дальнобойщики: одной из причин, вызвавших пробку на участке реконструкции, стал, по заключению экспертов, «проезд по дороге тяжеловесного автомобильного транспорта с многократным превышением допустимых нагрузок на ось».
Выслушав доклад, министр транспорта предложил начальнику Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Анатолию Чабунину уволить с должности главу «Байкалуправтодора» Константина Ляшкевича. Под угрозой оказалось и руководство территориального управления Ространснадзора. Левитин назвал сложившуюся в октябре ситуацию «беспрецедентной» и возложил ответственность на дорожно-строительные структуры: «Связь между западными и восточными регионами страны была прервана по вине дорожников. Когда не удается восстановить разрыв на федеральной трассе в течение 5 суток – это ЧП. Грузополучатели и транспортные компании понесли значительный моральный и материальный ущерб», — заявил министр.
Между тем ремонт участка до сих пор не закончен. В этой связи Левитин предложил создать в «Росавтодоре» оперативный штаб, который бы как можно скорее решил все вопросы по завершению реконструкции. «Те работы, которые могут проводиться в зимний период, должны быть выполнены», — приказал министр.
На это время «Байкал» снова будет частично перекрыт, а транспортный поток необходимо будет направить в объезд — по имеющейся региональной дороге. До весны должен быть выполнен максимальный объем работ.
Что касается денег для «Байкала» — то министр предложил «рассмотреть вопрос об увеличении финансирования дороги в 2010 году». По мнению экспертов, основной причиной пробки на трассе стало именно многолетнее недофинансирование. Глава ассоциации дорожно-исследовательских организаций РОДОС Олег Скворцов отмечает: «То, что трасса развалилась, — это процесс закономерный, потому что она годами не ремонтировалась с той частотой, которая была необходима». Финансирование автодорожной отрасли в 2010 году составит около 300 млрд руб., что вдвое меньше планировавшихся ранее объемов.
В «Росавтодоре» отмечают, что дорожники оказались бы виновны при любом развитии событий — у них был лишь выбор, в чем именно провиниться.
Источник в агентстве пояснил: «Сегодня сибирским дорожникам вменяют то, что они не предусмотрели затяжного ливня. Они якобы должны были учесть, что участок идет по болоту и что перемена погоды может привести к катастрофе. Что ж, они действительно могли выбрать другой алгоритм работ – учитывающий погодные условия. Но в этом случае вся смета резко подорожала бы в несколько раз. И это опять-таки дало бы повод вменить дорожникам, что они раздувают бюджет ремонта, особенно если бы ливень не пошел. Они решили сэкономить, но в итоге опять оказались виноваты».
Снятие руководящих чиновников на местах вряд ли улучшит ситуацию на «Байкале», отметил собеседник «Газеты.Ru». Ведь их преемникам тоже придется выбирать между экономией и надежностью — до тех пор пока ситуация с финансированием не наладится.