На совещании по экономическим вопросам премьер-министр Владимир Путин заявил, что российское правительство в значительной степени возьмет на себя «расчистку» долгового бремени «АвтоВАЗа». При этом правительство ждет и от иностранных инвесторов адекватной программы развития предприятия. По его словам, на покрытие невозвратных долгов предприятия может уйти до 38 млрд рублей. Еще 12 млрд необходимы для обновления модельного ряда с расчетом на длительную перспективу. Около 5 млрд необходимы для создания новых рабочих мест для увольняемых с предприятия сотрудников. Итоговая сумма, в которую государству может обойтись реструктуризация «АвтоВАЗа», составляет 54,8 млрд рублей. Путин предположил возможные «скидки» на переговорах о реструктуризации долговых обязательств. Но и этой суммы может оказаться недостаточно: в антикризисной программе самого предприятия для стабилизации ситуации руководство «АвтоВАЗа» просило 80 млрд рублей.
Как сообщает Reuters со ссылкой на источник в правительстве, знакомый с результатами совещания, 38 млрд рублей будут взяты из бюджета, после чего на эту сумму выпустят госбумаги – облигации федерального займа (ОФЗ), предназначенные для помощи банкам.
Новые кредиты не освободят предприятие от массовых сокращений. Согласно антикризисному плану, «АвтоВАЗ» расстанется с 21,7 тыс. человек.
В первую очередь увольняются работники пенсионного и предпенсионного возраста, которым выплачивается корпоративная пенсия. Для этих целей из бюджета был запрошен 21 млрд рублей. Безвозвратно сокращаются около 14 тыс. человек, а еще 7,5 тысяч будут освобождены от должностей по причине «временной избыточности персонала». Руководство планирует вернуть их на предприятие в 2012 году. На создание новых рабочих мест также планируется потратить деньги из государственного бюджета – в него заложены средства для борьбы с безработицей.
Кроме того, французский партнер Renault может довести свою долю акций «АвтоВАЗа» до контрольного пакета, и правительство России готово ему это позволить, рассчитывая на дополнительные субсидии. Renault-Nissan владеет блокирующим пакетом акций «АвтоВАЗа» — 25% — с 2008 года. Он обошелся компании в $1 млрд. Впрочем, пока в Renault отрицают возможность увеличения пакета. Как сообщила «Газете.Ru» пресс-атташе российского представительства Ольга Сергеева, «компания пока остается акционером «АвтоВАЗа» в объеме 25%, которые были приобретены ранее; речи о покупке более крупного пакета пока не идет».
Старший вице-президент Renault Кристиан Эстев ранее сообщил, что французская сторона планирует помочь предприятию своими технологиями, ноу-хау, оборудованием и платформами, а так же оплатой разработки новых машин в размере 240 млн евро.
В Тольятти оценивали этот проект в 30 млрд рублей. Кто предоставит недостающие средства, пока неясно.
При участии Renault на ВАЗе планируется разработать 5 новых моделей автомобилей, две из которых могут получить шильдик Lada. Новые модели будут строить с применением технологий Renault: в 2008 году «АвтоВАЗ» приобрел лицензию на производство малолитражных двигателей и на платформу B0, на которой построен Renault Logan.
В то же время автогигант рассчитывает передать Renault-Nissan ряд производств, в том числе металлургическое, кузнечное, опытно-промышленное. За «АвтоВАЗом» останется сборка, производство двигателей, сварка и окраска кузовов, а также сбытовая сеть. Социальные объекты предприятия перейдут в муниципальную собственность.
За 9 месяцев 2009 года «АвтоВАЗ» выпустил всего 202 986 машин (33,4% от произведенного за аналогичный период прошлого года).