Государственная дума во вторник рассмотрела пакет «автомобильных» законопроектов. В первом чтении был принят проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях, который предусматривает разрешение автоматическим камерам фиксировать выезды на встречную и штрафовать нарушителей на 5000 рублей. Проект подготовили депутаты Московской областной думой совместно с ГИБДД области. Дело в том, что до сих пор в законе было противоречие. С одной стороны, за выезд на встречную полосу было установлено наказание в виде лишения прав.
С другой стороны, при фиксации нарушения автоматическими камерами наказание могло быть назначено только в виде штрафа.
Разворот и поворот в неположенном месте, как и объезд препятствия, камеры также будут фиксировать и штрафовать за эти нарушения на сумму от 1000 до 1500 рублей. Таким образом, по мнению законодателей, будет достигнуто единообразие ответственности.
Начальник Управления ГИБДД ГУВД по Московской области Сергей Сергеев, чье ведомство принимало участие в разработке законопроекта, сообщил «Газете.Ru», что этот документ представляет собой дальнейшую работу в рамках введения автоматических штрафов на основании видеофиксации.
«Введена норма, исключающая презумпцию невиновности автовладельцев при фиксации нарушения автоматическими спецсредствами, – пояснил он. – Теперь речь идет об общем принципе. Техника будет вести фиксацию в автоматическом режиме, рассылка штрафов тоже будет вестись в автоматическом режиме».
Как считает Сергеев, ущемления прав владельцев автомобилей, на которых по доверенности ездят другие люди, не произойдет. «Получивший извещение о штрафе владелец автомобиля имеет возможность доказать свою невиновность. В законопроекте прописано, что он должен представить органам внутренних дел данные о том, что в момент правонарушения транспорт находился в пользовании другого лица. В таком случае административное преследование, образно говоря, гражданина Иванова заканчивается и начинается преследование гражданина Петрова», – пояснил гаишник.
Кроме того, согласно тексту законопроекта, в четыре раза — со 100 до 400 руб. — повышается штраф за управление незарегистрированным автомобилем. За езду без техосмотра штраф удваивается: с 200 до 400 руб. (так же как раньше, за это правонарушение будут снимать номера). В пять раз — со 100 до 500 рублей — увеличивается штраф за езду на автомобиле с «нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований госстандарта» номерами.
Критики законопроекта отмечают, что с началом его действия будут страдать невиновные.
Так, депутат Антон Беляков отметил, что при современном состоянии российских дорог автоматический штраф за выезд на встречную недопустим: «В Мособлдуме забыли, в каком состоянии находятся трассы. Водитель может просто объезжать препятствие», — отметил законодатель. Председатель Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин уточняет: камеры фиксируют лишь сам факт выезда на встречную, но не учитывают обстановки, в которой он был сделан — таким образом, автомобилист, вынужденно объезжающий яму или сломанную машину, приравнивается к лихачу.
Между тем ГИБДД подготовила и вскоре внесет на рассмотрение Госдумы новый проект закона, ужесточающий наказание нарушителей. Госавтоинспекция предлагает возродить обязательную пересдачу экзамена для водителей, лишенных прав.
Сейчас по истечении срока лишения водитель автоматически восстанавливался в правах по предъявлении паспорта (или паспорта плюс медсправки, если нарушение связано с пьяным вождением). Это, по мнению гаишников, способствовало коррупции (права восстанавливались даже у состоящих на учете в наркодиспансере). После принятия закона отдельным категориям нарушителей придется проходить проверку автомобильных знаний заново.
В прошлом году за различные нарушения в стране были лишены прав 1,2 млн человек.
По мнению лидера Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, подобный закон будет противоречить Конституции и не исправит, а лишь усугубит коррупционную ситуацию.
«Во-первых, это будет двойное наказание за одно нарушение, что противоречит Конституции, — поясняет он. – Во-вторых, пока экзамены у нас узурпированы органами ГИБДД, любая дополнительная пересдача лишь увеличит возможности для коррупции. Я всегда выступал за то, чтобы экзамены у водителей принимала независимая комиссия, состоящая из профессиональных водителей. Но пока на это рассчитывать не приходится – и любое ужесточение лишь развязывает руки гаишникам».
Во вторник нижняя палата парламента приняла – уже во втором чтении — еще один пакет изменений в законодательство, имеющий прямое отношение к дорожному движению.
Отныне водители ряда спецслужб – МВД, МЧС, Федеральной таможенной службы и даже Федеральной службы судебных приставов — будут обязаны оказывать первую помощь жертвам ДТП.
Если простым водителям, не имеющим званий и медицинской специальности, достаточно лишь вызвать «скорую», то водителям спецслужб до оказания помощи медицинской придется оказывать пострадавшим т. н. «первую помощь ». А именно, в зависимости от ситуации: искусственное дыхание, непрямой массаж сердца, остановка кровотечения и несколько необычный пункт – «обеспечение физического и психологического комфорта пострадавшему». За неоказание помощи последует уголовная ответственность.