Минэкономразвития в ближайшее время «выйдет с предложением отказаться от обязательного наличия альтернативных бесплатных дорог при строительстве новых платных дорог или реконструкции старых». Об этом заявил в среду заместитель министра Андрей Клепач. До сих пор в законодательстве, в том числе в принятом этим летом законе о госкорпорации «Автодор», в чье ведение государство передает федеральные трассы, было прописано обязательное наличие бесплатного аналога для каждой платной дороги.
«Мы будем готовить предложения, чтобы механизм платности автодорог был более гибким, чтобы не было обязательного требования наличия альтернативных бесплатных дорог», — цитирует слова замминистра «Интерфакс». Клепач отметил, что бесплатную альтернативу отменят не только для строящихся дорог, но и для реконструируемых. Таким образом, большинство федеральных автомагистралей станут платными.
По словам чиновника, это необходимо для развития транспортной инфраструктуры в стране, в том числе для привлечения большего объема частных инвестиций в транспортную инфраструктуру. Клепач полагает, что негативных социальных последствий это решение не принесет. Поскольку «проезд будет не таким дорогим, чтобы граждане не могли им пользоваться».
«Они будут ездить так же, как ездят в Германии, Китае и других странах»,— цитирует Клепача РИА «Новости». Замминистра уверяет, что во многих странах нет обязательных альтернативных бесплатных дублеров платных магистралей.
В Минэкономразвития «Газете.Ru» не смогли уточнить, какой порядок сумм замминистра считает небольшой платой за проезд. Однако при подписании концессионного соглашения о строительстве платной магистрали Москва — Санкт-Петербург в конце июля замминистра транспорта России Олег Белозеров заявил, что за каждый километр новой трассы Москва – Санкт-Петербург проезжающие по ней водители будут платить новой госкорпорации «Автодор» 3,6 руб.
Таким образом, только право проехать по трассе обойдется автомобилистам примерно в 2400 рублей в одну сторону. Для сравнения, стоимость железнодорожного билета Москва – Санкт-Петербург в августе 2009 года — от 400 (электропоезд) до 2000 руб. (купе в фирменном поезде с услугами). Цены на авиабилеты по маршруту Домодедово – Пулково колеблются от 2240 руб. (экономкласс) до 3350 руб. (бизнес-класс). Автомобилисту же придется платить еще и за бензин.
Эксперты считают лишение платных дорог альтернативы неконституционным и вредным. Генеральный директор Дорожного проектно-изыскательного и научно-исследовательского института Олег Скворцов сказал «Газете.Ru», что хорошего эффекта это не принесет. «В первую очередь это повредит как раз экономике, — считает эксперт. – Любая трасса должна быть организована таким образом, чтобы снижалась себестоимость дороги. Введение поборов эту задачу никак не решает. И, главное, в передовых странах мира платные автодороги считаются уже устаревшим институтом. А у нас платные трассы дотируются из госбюджета, что вообще парадокс».
Скворцов удивлен ссылками замминистра на Китай и Германию:
«В Германии просто нет платных дорог. Там есть налог с коммерческих грузовых автомобилей, который начисляется исходя из тоннокилометров. Что касается Китая, то там, во-первых, платные трассы строятся лишь на новых направлениях. А во-вторых, с ними всегда соседствуют бесплатные, хотя и с меньшим количеством полос и куда менее ухоженные».
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин отмечает, что предложенные Минэкономразвития «безальтернативно платные» федеральные магистрали противоречат конституционному праву человека на свободу передвижения. «Впрочем, эта инициатива министерства – закономерное развитие тенденции, начавшейся ранее, – полагает Похмелкин. — Когда чиновники только пробивали закон о создании госкорпорации «Автодор», они объясняли ее необходимость возможностью привлечь частные инвестиции. Сейчас, когда они осознали, что частные инвесторы «Автодору» денег не дают, они приняли решение «создать себе условия» – за счет дополнительных поборов с автомобилистов. Это отклонение от мировой практикой. Нет ни одной страны в мире, где у платных дорог не было бы бесплатных аналогов».
Эксперт добавляет, что из денег, уплачиваемых автомобилистами в виде налогов, собственно на дороги сейчас идет около 9%. «И вместо того, чтобы упорядочить распределение средств из бюджета, водителей хотят заставить платить за некомпетентность властей», – говорит Похмелкин.