Во вторник Сергиево-Посадский городской суд вынес приговор по делу о гибели в ДТП губернатора Костромской области Виктора Шершунова и его водителя. Виновным признан единственный выживший в аварии – водитель автомобиля, столкнувшегося с губернаторским, ярославский предприниматель Андрей Никифоров.
Катастрофа, в которой погиб Шершунов, произошла 20 сентября 2007 года ночью на 76-м километре автодороги «Холмогоры» в Сергиево-Посадском районе. Губернатор ехал в Москву на рабочее совещание в Росатом. На его машине Mercedes S 430 не были включены проблесковые маячки. Кортеж сопровождения также отсутствовал. Ford Focus Андрея Никифорова, согласно обвинению, двигался во встречном направлении – из Москвы.
Никифоров уснул за рулем, набрал скорость 120 км/ч и выехал на полосу встречного движения. Там его автомобиль столкнулся с губернаторским авто лоб в лоб, отчего Mercedes несколько раз перевернулся в воздухе. Глава области и его водитель погибли на месте.
Сам Никифоров выжил, поскольку был пристегнут ремнем безопасности. Он, однако, получил серьезные травмы и сотрясение мозга. Никифоров был доставлен в больницу и в течение нескольких месяцев после аварии не мог ходить. В мае 2008 года следственное управление СКП по Московской области предъявило Никифорову обвинение по ч. 3 ст. 264 УК (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
На следствии Никифоров себя виновным не признал. Несмотря на результаты автотехнической экспертизы, говорящие о лобовом столкновении автомобилей, он настаивал, что ехал в том же направлении, что и губернатор – то есть в Москву, а не из Москвы. По его словам, сначала на дороге никого не было, а потом его вдруг ослепил свет фар – и произошло столкновение. В этой связи выдвигались версии о том, что автомобиль Никифорова, следовавший впереди губернаторского, могло закрутить на дороге, что и создало эффект лобового удара. Однако следствие эту версию отвергло.
Во вторник Сергиево-Посадский суд приговорил Никифорова к трем годам в колонии-поселении. Брать под стражу в зале суда его не стали: в приговоре указано, что к месту отбытия наказания бизнесмен должен явиться самостоятельно.
Выслушав приговор, Никифоров заявил, что в деле много нестыковок и что он намерен подать кассационную жалобу. «Нужно бороться», — цитирует его слова ИТАР-ТАСС.
Это не первый случай, когда водитель, признанный виновным в столкновении с автомобилем чиновника, оспаривает выводы следствия. Так, в августе 2005 года автомобиль алтайского губернатора Михаила Евдокимова, двигавшийся со скоростью около 150 км/ч, врезался в автомобиль железнодорожника Олега Щербинского. В феврале 2006 года Щербинский был признан виновником ДТП, поскольку не уклонился от столкновения с губернатором. Приговор суда первой инстанции вызвал массовые протесты автомобилистов в 22 городах России. В результате он был пересмотрен, Щербинского оправдали, а судью районного суда, вынесшую первый приговор, дисквалифицировали.
В феврале этого года на автодороге Алтай – Кузбасс произошло столкновение «КамАЗа» с кортежем губернатора Кемеровской области Амана Тулеева. В аварии погибли двое сотрудников ДПС, ехавших в головной машине сопровождения. Виновником аварии следствие сочло водителя «КамАЗа» Василия Чуркина – несмотря на то, что милиционеры сами пошли на таран грузовика, предотвращая его столкновение с автомобилем губернатора. В сентябре дело Чуркина было передано в суд, но дата начала процесса еще не назначена.