Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Прямых ограничений по использованию легковых автомобилей с правым рулем нет. В 150-страничном документе, опубликованном на официальном сайте правительства со всеми приложениями, понятие «правый руль» вообще не встречается.
Тем не менее прямые запреты в техрегламенте присутствуют. Так, запрещается установка на легковые авто, включая внедорожники, и грузовики до 3,5 тонн так называемых кенгурятников — «выступающих вперед частей конструкции, крепящихся к элементам передней части транспортного средства, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными характеристиками».
Разрешены лишь металлические решетки массой до 0,5 кг для защиты фар. Конструкция автомобилей, используемых для перевозки пассажиров, а также специальных и опасных грузов, должна предусматривать возможность оснащения системой ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Система управления электроникой машины, а также информационные и предупреждающие надписи должны быть на русском языке. Также не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя – то есть в том числе «елочек» и амулетов на зеркале заднего вида. Запрещено также ездить с трещинами на ветровом стекле или с цветной пленкой шире 14 см.
Госномера запрещено закрывать «оргстеклом и другими материалами». Кроме того, головки болтов, которыми крепится номер, не должны закрывать ни цифр, ни букв, ни флажка. В номере запрещено сверлить дополнительные дырки – даже если они не совпадают с местами для креплений на автомобиле. В таких случаях придется использовать переходные конструкции.
В первоначальном варианте регламента предусматривался полный запрет на ввоз автомобилей с правым рулем, однако в начале сентября вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что одномоментного запрета на эксплуатацию праворульных автомобилей в России не предполагается. «Есть тут технические сложности, которые будут урегулированы поэтапно, но одномоментного запрета на праворульные автомобили не будет», — отметил чиновник.
По оценке специалистов, запрет на правый руль отсутствует и в скрытом виде.
Доктор технических наук Сергей Мороз (НИИ автотранспорта) рассказал «Газете.Ru», что возможности для непрямого запрета у разработчиков регламента имелись, но они ими не воспользовались.
«Речь идет не только о требованиях к возможности обзора, но и, в первую очередь, о требованиях к регулировке фар. Требования бывают разные, и затруднить жизнь праворульным автомобилям можно было. Однако этого в техрегламенте нет. Я не вижу в этом тексте никаких ограничений, если не считать очевидно необходимых. Например, для пассажирских автобусов предусмотрена необходимость открытия дверей с правой стороны, а не с левой», – отмечает эксперт.
По словам Мороза, обещанный ранее запрет на эксплуатацию праворульных автомобилей был бы в нынешней ситуации преждевременным. «Путин поступил предельно тактично, — считает специалист. – Сначала надо развернуть и организовать нормальное современное производство автомобилей в нашей стране. И уже потом ограничивать ввоз подержанных иномарок. В принципе никому не нужно, чтобы по российским дорогам ездили устаревшие автомобили с несколько худшей экологией, чем надо, и несколько более дорогим ремонтом. Но пока автопром в России не будет выведен из кризиса, импортеры праворульного «хлама» могут быть спокойны».