Депутат «Единой России» Анатолий Иванов внес в Госдуму проект о внесении изменений в закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Этот проект предоставляет семьям, имеющим детей, право тратить материнский капитал на приобретение автомобиля.
Действующий закон предусматривает, что материнский капитал можно тратить на улучшение жилищных условий, образование для детей, а также для формирования накопительной части трудовой пенсии для женщин, родивших второго, третьего или последующих детей начиная с 1 января 2007 года. Однако, по мнению Иванова, эти меры недостаточно стимулируют рождаемость. «Направление материнского капитала на получение образования и формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин являются отложенными потребностями, о которых молодые семьи еще мало задумываются, — констатирует автор законопроекта. — Особенно это касается пенсий».
Депутат предлагает «усилить стимулирующую роль материнского капитала», позволив приобретать на него машину. Автомобиль, по мнению Иванова, «может быть необходим для совершенно различных целей начиная от доставки детей в медицинские, дошкольные и учебные заведения». А также для поездок на работу, домой и для коммерческого использования для пополнения семейного бюджета.
На сегодня материнский капитал составляет 312 тыс. руб.
Условия, согласно законопроекту, к автомобилю выдвигаются следующие: он должен быть новым и произведенным в России. Цена автомобиля не ограничена. Как рассказал «Газете.Ru» помощник депутата Стефан Бурлис, деньги можно будет потратить даже на оплату кредита за уже приобретенный автомобиль — если он отвечает приведенным требованиям.
«Инициатива направлена также на предоставление дополнительной господдержки предприятиям отечественного автопрома», — признал Бурлис.
Эту инициативу эксперты и правозащитники воспринимают весьма скептически. Аналитик «Финам» Дмитрий Баранов полагает, что женщины с двумя детьми найдут материнскому капиталу лучшее применение, чем потратить их на «Жигули». «Если здраво посмотреть на эту инициативу, то трудно себе представить, что в России найдется много людей, готовых на свой материнский капитал приобрести для своей большой семьи маленькую машину, — говорит он. —
Может быть, от 100 до 500 человек по всей стране таких и найдется, но вряд ли больше».
Эксперт полагает, что основной целью законопроекта является демонстрация поддержки отечественному автопрому: «Государство любыми способами пытается оживить российского автопроизводителя. Однако до сих пор принимаемые меры трудно было назвать оправдавшими ожидания. Недавно Минпромторг снизил прогноз по количеству автомобилей, которые в этом году удастся реализовать за счет программ льготного кредитования, до 100 тысяч штук. У населения, на поддержку которого, по идее, нацелены эти меры, нет средств на то, чтобы участвовать в подобных программах: ведь все равно приходится платить и свои деньги. А их-то как раз и не хватает».
Руководитель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин также считает инициативу единоросса неэффективной. «Появление этого законопроекта означает, что все остальные меры, предпринимавшиеся для реанимации российского автопрома, — пошлины на ввоз иномарок, сотни миллиардов рублей поддержки «АвтоВАЗу» и кредитные программы — ничего не дали. Можно ожидать, что и материнский капитал автопром не поддержит», — уверен Похмелкин.
На сегодня материнского капитала гарантированно хватит на приобретение нескольких легковых моделей, собираемых в России: это «Лада Калина» (254 000–318 000 тыс. руб.) и ряд ультрадешевых автомобилей производства «АвтоВАЗа» (от 161 тыс. руб. за ВАЗ-2105). За Renault Logan уже, скорее всего, придется доплачивать.