Чтобы уберечь от разорения отечественный «АвтоВАЗ», его активы объединят с активами КамАЗа в новый холдинг, который будет владеть пакетами акций двух автопроизводителей. Для этих целей госкорпорация «Ростехнологии» (владеет 25% «АвтоВАЗа» и 37,8 % КамАЗа) сформировала общество с ограниченной ответственностью «Автоинвест-холдинг». Новая структура станет заниматься реализацией масштабных инвестиционных проектов для привлечения новых стратегических партнеров для автопредприятий. Такая информация приводится в годовом отчете «Ростехнологии». За счет объединения новой структуре будет проще лоббировать свои интересы в правительстве и при необходимости будет легче получить средства из госбюджета.
Сообщение об объединении положительно сказалось на стоимости акций обоих автоконцернов. Стоимость акций «АвтоВАЗа» в понедельник выросла на 20%, а КамАЗа — на 15%.
«АвтоВАЗ» отказался от комментариев. «Сейчас многое говорится о том, что возглавить новую структуру сможет глава КамАЗа Сергей Когогин. Официальная позиция нашего гендиректора: он не собирается покидать свой нынешний пост», — рассказал директор по связям с общественностью КамАЗа Олег Афанасьев. Другими словами, Когогин готов взять на себя управление новым холдингом, но лишь в том случае, если за ним будет сохранена нынешняя должность на его предприятии. По мнению аналитика ИК «Финам» Константина Романова, такая возможность у Когогина, скорее всего, будет. «При желании в добавок он может получить еще и должность главы ВАЗа», — считает он. С другой стороны, Борис Алешин, нынешний президент «АвтоВАЗа», скорее всего, лишится этой должности. По данным источников «Газеты.Ru», его место может занять нынешний вице-президент «АвтоВАЗа» Игорь Комаров. Однако его влияние в новой структуре будет небольшим. «Формально для отставки нынешнего руководителя есть повод. Период руководства «АвтоВАЗом» Алешина не связан с какими-либо крупными успехами, кроме лоббистских. Такая ситуация может привести к отставке Алешина», — поясняет Романов.
«Определенные плюсы от объединения, безусловно, возникнут. Так, к примеру, у КамАЗа и «АвтоВАЗа» почти на 50% совпадают поставщики автокомпонентов. Это может стать весомым аргументом при выделении госдотаций.
С другой стороны, руководителю нового холдинга придется столкнутся с проблемами, которые накопились у «АвтоВАЗа», — пояснил «Газете.Ru» источник на КамАЗе.
Эксперты убеждены, сделка больше всего нужна «Ростехнологиям», которые за счет нее могут получить дополнительное государственное финансирование для развития предприятий, а также показать, что ищут пути их реанимации. «Выгода подобного объединения не очевидна, так как она, с одной стороны, может привести к дополнительному росту бюрократического аппарата, с другой, не обеспечить какой-то выгоды, скажем, от совместных закупок. Характерный пример — группа ГАЗ, имеющая производство как легковых, так и грузовых автомобилей, но все равно очень непросто переживающая кризис», — замечает специалист.
Вопрос о создании холдинга еще не согласован со стратегическими партнерами «АвтоВАЗа» и КамАЗа — французским Renault и немецким Daimler. «Скорее всего, они будут не согласны с таким ходом вещей, но промолчат, чтобы избежать открытого конфликта», — считает Романов.