Всемирная организация здравоохранения опубликовала свой первый в истории отчет о дорожной безопасности в мире. Такую инициативу они объясняют тем, что «автокатастрофы — это пандемия, которая к 2030 году станет одной из основных причин смерти на планете».
Лидирует в списке лидеров по смертям в абсолютных цифрах Индия. Обобщив данные за 2007 год, исследователи обнаружили, что по количеству смертей на дорогах она опережает даже более населенный (и обладающий вдвое большим автопарком в 148 млн единиц) Китай. Если в Китае ежегодно гибнет около 90 тыс. человек и получает ранения порядка 431 тыс., то в Индии эта цифра составляет 105 тыс. погибших и 456 тыс. раненых.
В Индии каждый час на дорогах гибнет 13 человек. Ежегодно число смертей растет на 6–7%.
При этом в статистике стран-лидеров по смертности сказывается национальная специфика. Так, если в Китае большинство погибших составляют пешеходы (26%) и мотоциклисты (28%), то в Индии основные жертвы — пассажиры автобусов и трехколесных автоколясок, представляющих собой нечто среднее между автомобилем и мотоциклом.
Как отмечают составители отчета, 90% летальных случаев происходит на дорогах стран с низким и средним доходом на душу населения, хотя они располагают всего 48% автомобилей мира.
В списке благополучных стран тоже имеются свои «неблагополучные». Так, в США ежегодно погибает порядка 45 тыс. человек и более 3 миллионов получают ранения. Среди жертв подавляющее большинство составляют водители (51%) и пассажиры легковых автомобилей (21%). Огромное количество пострадавших объясняется большим же количеством автомобилей — 251 млн.
В Великобритании, по дорогам которой ездит 34 млн автомобилей (несколько меньше, чем в России) ежегодно в ДТП гибнет всего 3300 человек.
Для сравнения: в относительных цифрах Россия при 40-миллионном автопарке имеет около 30 тыс. погибших в ДТП ежегодно, что лучше индийского показателя, но несколько хуже китайского. По сравнению с ситуацией в Великобритании Россия имеет смертность примерно в 8 раз большую.
Как отмечается в докладе ВОЗ, основными причинами смертности является езда в пьяном виде, превышение скоростных лимитов и пренебрежение к таким мерам безопасности, как ремни, детские сидения, шлемы для мотоциклистов. Поэтому в оценке государственной политики в области дорожной безопасности ученые изучали лишь законодательный аспект, оставив без внимания качество дорог и автопарка.
Так, в Индии, лидере по аварийности в мире, есть закон, направленный против пьяной езды, однако закон о ремнях безопасности предписывает пристегиваться только пассажирам передних сидений и водителям и поэтому оценивается как неэффективный. Единого национального законодательства по ограничению скорости в Индии нет, эффективность соответствующих законов территориальных субъектов ВОЗ оценивает как «низкую», на 4 балла из 10 возможных.
Меры российских властей по обеспечению безопасности на дорогах ВОЗ оценивает немного выше, чем те, что принимает правительство Индии.
Законодательство по ограничению скорости получило оценку в 6 баллов из 10, антиалкогольные нормы — 6 баллов, нормы по шлемам для мотоциклистов — 6 баллов, по ремням — 7 баллов и по защите детей-пассажиров — 8 баллов.
В целом, по данным за 2008 год, на дорогах мира погибли 1,2 млн человек. Между тем, через 10 лет Независимая комиссия по глобальной безопасности дорожного движения прогнозирует рост числа число жертв ДТП более чем на 40% — до 1,9 млн человек в 2020 году. Об этом говорится в докладе организации, обнародованном весной этого года на конференции в Риме.
В России, согласно официальной статистике, число жертв дорожных происшествий снижается. Так, если в 2007 году на российских дорогах погибли 33 тыс. человек, то в 2008 году погибших было менее 30 тыс.