Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«ИжАвто» не выдержал девальвации

«ИжАвто» начал процедуру банкротства

«ИжАвто» начал процедуру банкротства. Автозавод, ранее собиравший автомобили Lada и KIA, должен кредиторам свыше 14 млрд руб. По мнению экспертов, его погубила девальвация.

Заявление о признании ОАО «ИжАвто» банкротом принято и зарегистрировано в Арбитражном суде Удмуртской республики. Однако, как рассказали «Газете.Ru» в суде, дата рассмотрения иска еще не назначена. Завод, на котором до кризиса работали свыше 5 тыс. рабочих и производилось более 70 тыс. автомобилей в год (модели «АвтоВАЗа» и KIA), практически прекратил производство и уволил более трети работников в мае этого года. До середины лета руководство Удмуртии заявляло о намерении спасти завод, однако сделать этого не удалось.

По данным Счетной палаты РФ, завершившей свою проверку к началу августа, деятельность завода стала убыточной с третьего квартала 2008 года.

Среди причин специалисты СП назвали нерациональный подход к обращению с финансами. Из оборота на кредитование покупателей автомобилей отвлекались слишком большие средства, а механизма контроля за своевременным возвращением задолженностей не было разработано. В итоге у контрагентов накопились значительные долги, просрочка по которым доходила до 20 месяцев.

Другой причиной, приведшей к банкротству «ИжАвто», в Счетной палате считают «уязвимость промышленной сборки и недостаточный анализ ее технический характеристик». Автомобили KIA Spectra, Rio и Sorrento, собиравшиеся на предприятии, после плавного опускания курса рубля стало невыгодно производить и реализовывать, поскольку комплектующие по-прежнему закупались за рубежом, а рынком реализации осталась Россия.

До весны 2009 года контрольным пакетом «ИжАвто» владела «Группа СОК». Однако весной она произвела вывод активов, продав 74,76% акций завода его же дочерним предприятиям «Гросс», «Норекс» и «Иж-комплект».

Сумма сделки — $200 млн, однако, как рассказали «Газете.Ru» в компании, оплата была произведена не деньгами, а продукцией, то есть автомобилями. В настоящий момент у СОК к «ИжАвто» претензий нет.

После того как сумма просроченных долгов завода превысила 3 млрд руб. и не выплачивалась в течение 3 месяцев, Счетная палата России начала на предприятии проверку. Руководитель Счетной палаты Сергей Степашин заявил, что целью проверки является установление законности вывода активов «Группы СОК». «Известная частная компания СОК бросила их («ИжАвто») на произвол судьбы, выведя при этом активы. Мы сейчас вместе с прокуратурой будем этим заниматься», — сообщил Степашин.

К моменту подачи заявления о банкротстве общая сумма задолженностей предприятия превысила 12 млрд руб. Контрольный пакет акций завода находится в обеспечении у Сбербанка. Часть акций заложена в банках «Ак Барс», «Зенит» и «Уралсиб».

Администрацией предприятия предполагалось, что «ИжАвто» будет спасен Сбербанком, который выкупит акции у «дочек» завода и передаст его под контроль «Ростехнологий», владеющих «АвтоВАЗом».

По расчетам чиновников, Сбербанк для этого должен был выделить предприятию еще около 3 млрд руб. не более чем под 9% годовых на длительный срок. Однако эта схема не была принята. «Ростехнологии» еще ранее заявили о своей незаинтересованности в спасении «Ижа». К тому же основное предприятие «Ростехнологий» — «АвтоВАЗ» — сейчас находится в глубоком кризисе, и его дальнейшие перспективы неясны.

В начале августа арбитражный суд Москвы удовлетворил иск банка «Уралсиб», владевшего 172 тыс. облигаций завода, о взыскании с «ИжАвто» 191,2 млн руб. Как сказано в решении суда, «ИжАвто» не исполнил обязательств по выставлению публичной оферты по их приобретению, а затем не выполнил требование банка по выкупу облигаций по номиналу 1 тыс. рублей досрочно. Суд обязал завод сделать это. Ранее аналогичный суд у «ИжАвто» на сумму 101 млн руб. был выигран Номос-банком.

4 августа о намерении взыскать долги «ИжАвто» через суд заявил и Сбербанк.

В итоге руководство завода приняло решение начать процедуру банкротства. На сегодня производство завода остановлено. Официально уволенными считаются около 2 тыс. человек (45% работников предприятия). На «ИжАвто» ситуацию комментировать отказались.

Новости и материалы
В Киеве эвакуируют две больницы после видео «с анонсом удара» от КГБ Белоруссии
В Петербурге дворник спас девушек от пожара, взобравшись по трубе
Авербух рассказал, зачем нужен допинг в фигурном катании
Ученые нашли у мышей способность к стратегическому мышлению
Барецкий о тюрьме для иноагентов: «Начну переговоры с Shaman»
Дина Аверина: хотелось бы, чтобы ЦСКА закончил сезон в тройке
Легенда «Спартака» призвал забыть о Квинси Промесе
Муцениеце о победе в суде: «Радостного мало, стыдно»
В КНДР планируют воспитывать больше кадров, готовых к современной войне
Мать погибшего участника СВО не получила деньги из-за отца в ВСУ
Посол РФ в Британии призвал отказаться от ложных обвинений РФ
Пермяк отсудил у самокатчика 40 тысяч рублей за наезд
Xiaomi выпустила новую линейку дешевых 4K-телевизоров с экранами QLED
Блинкен назвал Китай главным поставщиком для российского ВПК
Зеленский рассказал, чего ВСУ не хватает для формирования новых бригад
Стало известно, как Джикия может вернуться в основу «Спартака»
Посол указал Британии на абсурдность обвинений в причастности России к диверсии
Три города претендуют на проведение Суперкубка России по футболу 2024 года
Все новости