Несколько уголовных дел против автодилеров возбуждено одновременно в разных городах России. Схема, по которой продавцы обманывают покупателей, одинакова: сначала они берут предоплату и автомобили клиентов на реализацию, а затем отказываются выдавать купленные авто, ссылаясь на непредвиденные трудности.
В Челябинской области в четверг было возбуждено уголовное дело о присвоении денежных средств против автосалона «Вираж» в Снежинске. Как сообщает прокуратура Челябинской области, решение было принято местным ОВД после получения нескольких жалоб на действия дилера. Люди приходили в салон, платили предоплату за выбранный автомобиль
в среднем по 200–230 тыс. руб. Им обычно обещали передать машину через неделю или две.
Когда срок ожидания заканчивался, салон начинал тянуть время, ссылался на отсутствие техпаспортов и его менеджеры просили подождать еще немного. Покупатели ждали свои машины месяцами, после чего обращались в милицию, в прокуратуру и в суд с требованием заставить автосалон выполнить свои обязательства. Гражданские иски были рассмотрены весной и летом этого года, и обманутые покупатели по своим искам выиграли, однако присужденных им денег так и не получили. Салон проигнорировал решения судов и не стал выплачивать деньги в положенный законом 10-дневный срок. Причем служба судебных приставов не отследила исполнение решение суда и не арестовала имущество автосалона, который до сих пор продолжает торговать машинами.
Потерпевшие снова подали жалобу на автосалон, на этот раз в прокуратуру, обвиняя автодилера в мошенничестве, подозревая, что он сознательно шел на обман покупателей с самого начала. В результате в июле было начато новое следствие по признакам уголовного преступления.
В деле насчитывается шесть потерпевших. Общая сумма ущерба оценивается в 1 млн руб. Подозреваемых в деле пока нет, следствие продолжается.
Аналогичное уголовное дело по факту мошенничества возбуждено в Абакане. По информации МВД Хакасии, милиция занялась проверкой деятельности одного из местных автосалонов после получения шести заявлений от местных жителей. В их случае схема мошенничества несколько отличалась от классической: автосалон не только принимал предоплату, но и принимал по схеме trade in в счет нового автомобиля подержанные машины покупателей. В результате люди теряли и деньги, и собственные авто. Общая сумма ущерба оценивается приблизительно в 1 млн руб. Однако следствие не исключает, что пострадавших будет больше.
В Екатеринбурге суд рассмотрел в четверг дело автосалона, в котором местный житель весной попытался приобрести автомобиль за 590 тыс. руб., оплатив сразу полную стоимость машины.
Его дилер заставил ждать четыре месяца, также постоянно ссылаясь на отсутствие техпаспорта. Время от времени покупателя просили подписать новое соглашение, в котором срок выдачи автомобиля еще отодвигался.
Летом, когда клиент устал ждать и потребовал назад свои деньги, его попросили еще подождать. В результате покупатель получил от дилера ответ о том, что «расторгнуть договор в одностороннем порядке невозможно». Обманутый екатеринбуржец также обратился в суд, требуя обязать автосалон вернуть деньги, и выиграл его.
Однако даже с постановлением на руках денег он не получил. В настоящий момент решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества.
По прогнозам специалистов, к концу года в России начнутся массовые банкротства дилерских центров. Так, по оценке генерального директора компании «Ауди центр Таганка» Владимира Моженкова, до 2010 года не доживут около трети из 2600 автодилеров, зарегистрированных в РФ на начало года.
В этой ситуации, отмечают специалисты, любая покупка автомобиля с предоплатой несет в себе риск для покупателя. Директор по развитию Autodealer.Ru Олег Дацкив сообщил «Газете.Ru», что многие салоны, предвидя банкротство, стараются минимизировать потери за счет сознательного обмана клиентов: «Сейчас единственный способ застраховать себя от обмана — приобретать автомобили там, где на них можно уехать сразу после оплаты. Других гарантий нет», — считает эксперт.