Во вторник был официально опубликован Регламент для сотрудников ГИБДД, подписанный главой МВД Рашидом Нургалиевым.
Согласно документу, с 1 сентября инспектор ДПС, остановив нетрезвого на вид чиновника или сотрудника прокуратуры, пользующихся иммунитетом, без последствий для себя имеет право отстранить его от управления автомобилем и предложить пройти медицинское освидетельствование. Если тот отказывается, руководитель подразделения ГИБДД должен оперативно связаться с руководящим органом сотрудника прокуратуры (или другого соответствующего ведомства), откуда на место будет прислан представитель для совершения дальнейших процедурных действий.
Сейчас, согласно законодательным актам, инспектор ГИБДД не может контролировать действия ряда лиц.
Как рассказал «Газете.Ru» заместитель главы ГИБДД России Владимир Кузин, поводом для разработки регламента стали участившиеся случаи аварий со смертельным исходом, спровоцированных пьяными прокурорами, чиновниками и дипломатами. «Этот документ с начала года обсуждался с заинтересованными ведомствами, в том числе с Министерством юстиции и прокуратурой. У них нет возражений, — отмечает Кузин. — Все так называемые меры обеспечения, а отстранение от управления одна из них, установлены в соответствии с законом».
«В данном случае все неясности, касающиеся границ полномочий инспектора, устранены, — уверен Кузин. — Возможно, конечно, что не все работники ДПС захотят связываться с длинной процедурой. Но это уже совсем другая проблема».
При этом поправки в закон о прокуратуре и другие документы, устанавливающие неприкосновенность некоторых лиц, ГИБДД инициировать не собирается, а значит, юридические конфликты могут возобновиться.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин пояснил «Газете.Ru», что МВД, издав новый регламент, пытается истолковать в свою пользу нестыковки в законодательстве. «В законе о прокуратуре слишком нечетко и туманно прописано, какие меры можно применять в отношении прокурора, если он не взят на месте уголовного преступления. Фактически непонятно, что можно делать и чего нельзя.
Но определение по этим вопросам должен давать Верховный суд, а не милиция. Мне кажется, МВД в данном случае взяло на себя слишком много, подменяя собой законодательные органы», — считает Травин.
К примеру, по словам эксперта, отстранение от управления автомобилем — это мера обеспечения. Однако закон о прокуратуре гласит, что любая процессуальная проверка сообщения о факте совершенного прокурором правонарушения — в компетенции прокуратуры. Тогда неясно, на каком основании гаишник вводит обеспечительную меру.
Получить комментарий Генеральной прокуратуры на момент сдачи материала не удалось.
В то же время рассчитывать на справедливое наказание неприкосновенных чиновников в случае трагедии по-прежнему не приходится.
Так, во вторник в центре Волгограда жители провели пикет против действий областной прокуратуры, ведущей дело о наезде на семилетнего Сашу Колокольцева. Ребенок 20 июня был сбит насмерть автомобилем Opel Corsa, которым управляла 35-летняя прокурор Елена Иванова. Сразу же после инцидента сообщалось, что мальчик внезапно выбежал на дорогу, а женщина соблюдала правила, двигалась со скоростью около 40 км/ч и была трезва.
Было возбуждено уголовное дело по факту нарушения правил эксплуатации транспортных средств, повлекшего смерть, но подозреваемых в деле до сих пор нет. Иванова проходит по нему как свидетельница, от работы она не отстранена.