Ровно год назад, 1 июля 2008 года, вступила в действие система автоматической фиксации нарушений ПДД в Московской области. В среду ГИБДД подвела итоги: за год автоматические фотовидеорадары выявили 52981 нарушение скоростного режима. О них в среду сообщил руководитель ГИБДД Московской области Сергей Сергеев.
40 тысяч нарушителей уже оплатили автоматически высланные им штрафные квитанции на общую сумму порядка 20 млн руб. Остальные 12 тысяч водителей либо не найдены по месту жительства, либо уклоняются от выплаты штрафов. Обжаловали полученные квитанции только 112 человек.
«Это в большинстве своем люди, которые не находились за рулем автомобилей в момент превышения скорости, — пояснил Сергеев. — Нарушители ездили по доверенности». В случае если штраф прислан формальному владельцу автомобиля, не совершавшему нарушения, от него достаточно заявления с объяснением обстоятельств и подтверждения со стороны настоящего нарушителя, отмечает глава подмосковного ГИБДД. Но в большинстве случаев владельцы и водители договариваются об оплате штрафа без формального разбирательства.
Обработка данных и рассылка квитанций происходит автоматически. Сергеев признал, что система, внедрение которой обошлось в 50 млн руб., пока не окупается. По его словам, установка одной точки с радарами над проезжей частью обходится в 3,5–5 млн руб. в зависимости от количества полос на дороге. Однако, подчеркнул он, цель достижения экономической рентабельности в данном случае не ставилась.
«Мы устанавливаем комплексы автоматической видеофиксации не там, где можно собрать больше всего штрафов, а в наиболее аварийных точках, — пояснил он. — Поэтому главные результаты мы видим в снижении количества смертей на дорогах области: в прошлом году на 22%, в этом — на 19%».
Член совета при президенте РФ по противодействию коррупции адвокат Анатолий Кучерена считает, что система автоматической видеофиксации сводит к минимуму прямые контакты водителя и гаишника и, следовательно, «декоррумпирует» трассы. В то же время юрист отметил, что возможность для вымогательства взятки у водителя с помощью показаний радара еще остается. Речь идет о радарах-треножниках, устанавливаемых в километре-полутора перед постом ДПС и передающих данные на пост.
«Дело в том, что эти системы пока не включены в общую сеть и не передают данные автоматически в информационный центр ГИБДД МО, — признал Сергей Сергеев. — Таким образом, мы пока что не можем контролировать манипуляции с их показаниями со стороны отдельных инспекторов. Но эта проблема будет решена в ближайшие полтора-два месяца: работа по включению этого типа радаров в сеть уже ведется».
После этого в распоряжении гаишников останутся только радары, устанавливаемые в самих автомобилях: их в области действует 800 штук, и к информационному центру их пока подключить не удастся. Однако, как уверяют руководители ГИБДД, «перепрограммировать» радары в машинах так, чтобы накидывать водителям лишние километры, инспекторы не могут.
«Единственное, с чем они могут поиграть, — это установленный предел скорости, — отмечает Сергеев. — К примеру,
в загородной местности, где водитель едет на дозволенных 90 км/ч, инспектор может установить на радаре предел в 60 км и предъявить ему якобы совершенное превышение.
Но тут водителю нужно просто внимательно изучить показания прибора и потребовать указать, какова в данной местности предельная допустимая скорость».
Как рассказал «Газете.Ru» президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, в случае возникновения сомнений в объективности показаний авторадара у водителя есть право оспорить их в суде и потребовать от завода-изготовителя справку о правильности использования прибора в данном случае. Если прибор был неправильно отрегулирован, наказание аннулируется.
До конца этого года на федеральных трассах будут введены в строй 35 новых комплексов, еще 12 появятся в муниципальных районах области. Всего в ее рамках планируется разместить на трассах 500 видеокомплексов.