Мэр столицы Юрий Лужков подписал распоряжение о разработке «предпроектных предложений» по строительству экспериментальной магистрали, которая пройдет по крышам зданий. Предположительно дорогу построят по трассе ЛЭП на участке от 3-го транспортного кольца через территорию промзоны «Котляково» до МКАД в Южном административном округе. Предложения должны быть разработаны уже в этом году.
Как пояснили в мэрии Москвы, решение принято для экспериментальной проверки передовых градостроительных технологий.
Выглядеть экспериментальная трасса будет как помесь дома и автобана. Бессветофорная магистраль пройдет по крышам, а под ней будут располагаться офисы, магазины и технические помещения общей высотой до 15 метров.
К разработке проекта будет привлечена российско-германская компания «ШтрассенХаус», уже несколько лет назад предложившая возвести «дорогу-дом» в Москве. Юрий Лужков, ознакомившись с проектом на выставке Expo Real в Мюнхене в 2006 году, пригласил специалистов компании к себе и поручил Москомархитектуре проработать возможность такого строительства в столице. Проработка затянулась более чем на 3 года.
Для подрядчиков проект с условным названием «Москва-1» станет экспериментом: ранее ни в одном городе мира она подобных «дорог-домов» не строила.
В 2006 году «ШтрассенХаус» привлекла внимание столичного градоначальника тем, что на реализацию проекта не придется тратить бюджетные средства. Оплату строительства компания брала на себя. Сейчас же «ШтрассенХаус» рассчитывает на инвестиции. Как рассказала «Газете.Ru» директор «ШтрассенХаус» по маркетингу Наталья Вольф, конкретные сроки строительства и бюджет проекта «будут в значительной мере зависеть от финансовой ситуации – как у нас в Германии, так и в России».
«В любом случае без привлечения инвесторов, которым будут предоставлены офисные и технические площади, мы этот проект не мыслим», – пояснила она.
По словам Натальи Вольф, «пилотный» воздушный автобан будет для компании только первым шагом к изменению облика Москвы: «ШтрассенХаус» – это не только название компании, это еще и концепция градостроительства. На пилотном участке мы дадим возможность убедиться в необходимости и полезности нашей концепции. Далее мы планируем реализовать ее в полноценном варианте, поскольку мы предлагаем большую самодостаточную систему, а не отдельный элемент».
Профессор кафедры проектирования дорог, вице-президент Российской академии транспорта Евгений Лобанов сообщил «Газете.Ru», что полезность пилотного проекта будет зависеть от того, насколько он эффективно впишется в систему московских коммуникаций.
«Главное, чтобы не получилось, как с монорельсом от ВДНХ до Тимирязевки, выключенным из общей системы,
— отметил он. – Тот проект практической пользы не принес. Замысел строительства от 3-го кольца до МКАД выглядит куда более разумным, во всяком случае внешне».
Говоря о возможной стоимости проекта, Евгений Лобанов сообщил, что дешевым он не выйдет в любом случае. «Бюджет будет исчисляться миллиардами рублей. Каждый погонный метр путепровода стоит больших денег. К тому же в данном случае для строительства придется, очевидно, применять в качестве основного материала металл».
Впрочем, по словам эксперта, наземные решения своих транспортных проблем Москва уже все равно исчерпала. «Те неудобства, что мы сейчас испытываем, – тому прямое доказательство. Нужно искать подземные и надземные пути. Кризис или нет, но если не уводить транспорт в воздух или под землю, мы так и останемся в пробках», — сказал инженер.