В декабре премьер-министр России Владимир Путин обещал, что ни один рубль из бюджета не уйдет на закупку иностранных авто. Тем не менее чиновники тратят миллионы из госбюджетов на покупку дорогих машин для ведомственных автопарков, рассказал «Газете.Ru» председатель Национального антикоррупционного комитета РФ Кирилл Кабанов. Впрочем, все чаще госслужащие делают выбор в пользу иномарок российской сборки. Фаворитами становятся петербуржские Toyota Camry.
Некоторые государственные и муниципальные учреждения, судя по официальным заказам, теперь стараются закупать даже более дорогие автомобили, чем до кризиса. Так, администрация Ленинск-Кузнецкого района Кемеровской области недавно купила для служебных нужд новый Lexus RX 350. Этот автомобиль стоил почти 2 млн руб. Для сравнения, в докризисные времена администрация приобретала модели ГАЗ-31105 и ВАЗ-21124.
Алтайский краевой суд в Барнауле договорился о закупке Toyota Camry за 1 млн 150 тыс. руб.
«Администрация нуждается в транспорте. Мы объявили тендер, откликнулся один претендент, мы находимся в стадии подписания контракта», – сообщили «Газете.Ru» в суде.
Администрация Астрахани объявила о закупке сразу трех автомобилей – двух Toyota Camry комплектации R5 за 2 млн 230 тыс. руб. и одного Lexus RX 350 за 2 млн руб. Toyota Camry по цене 1 млн 190 тыс. руб. понадобилась и городской администрации Обнинска. Топчихинский муниципальный район Алтайского края приобрел для нужд администрации Subaru Forester за 1 млн руб.
В процессе закупок случаются и нарушения. Так, начальница имущественного департамента из городской администрации столицы Бурятии Улан-Удэ Людмила Бутова была оштрафована на 50 тыс. руб. за махинации при закупке Lexus LX 570 и Lexus LS 460 L. Lexus на общую сумму в 8 млн руб. были переданы городу на бумаге в срок, а в реальности запоздали на месяцы.
То, что чиновники покупают дорогие иномарки, Кирилл Кабанов объясняет тем, что иначе их не поймут коллеги. Светские мероприятия, на которые госслужащие приезжают на своих машинах, для них важнее, чем непосредственно работа в ведомствах.
«Представьте, что к дорогому ресторану, где выстроились в ряд лимузины со служебными номерами, подъезжает чиновник на «Волге». Его просто не поймут», — пояснил он.
Еще одна причина, заставляющая должностных лиц предпочитать довольно дорогие марки, – скидки. «Когда чиновник покупает для служебного парка партию машин, уценка доходит до 20%, — отмечает Кабанов. – Однако мы не видим этих сэкономленных денег в итоговых цифрах закупок. Легко предположить, что разница идет в карман чиновнику».
То, что с началом кризиса приобретение недешевых автомобилей госслужащими участилось, эксперт считает обычной практикой. «Около трех лет назад силовые ведомства пробили увеличение ассигнований на борьбу с терроризмом. Очень скоро мы констатировали появление большого числа бронированных служебных лимузинов. А вот бронированных уазиков для перевоза личного состава не прибавилось. Чиновники используют любой повод для того, чтобы увеличить свой комфорт и статус в тусовке».