Американская компания General Motors официально заявила о банкротстве и обратилась к администрации США за защитой от кредиторов в рамках главы 11 Кодекса законов о банкротстве, передает в понедельник Associated Press. Ожидается, что General Motors объявит о сокращении почти 21 тыс. сотрудников.
Банкротство происходит в рамках плана правительства Обамы, который предложил автоконцерну избавиться от «плохих» активов, сохранив за собой лишь «хорошие». После банкротства на месте прежнего GM правительство создаст новую компанию. Оно же возьмет на себя обязанности по управлению ею. Производство будет сокращено до приемлемых размеров.
Как передает Reuters, до конца 2010 года в США будет закрыто 13 предприятий автоконцерна.
Из них 5 по производству силовых установок, 3 по штамповочному выпуску деталей, еще 3 склада и 2 автосборочных завода. В декабре 2011 года будет остановлен еще один завод, занимающийся штамповкой деталей для GM. Сильнее всего от реструктуризации компании пострадает штат Мичиган. Здесь будет закрыто сразу 5 предприятий, а еще 2 будут «законсервированы» на неопределенный срок. В результате к 2012 году в США у компании будет лишь 33 завода. До кризиса их было 47.
В понедельник (в 19.55 по мск) президент США Барак Обама провел пресс-конференцию по поводу банкротства компании General Motors. Он пояснил, что у компании есть вполне выполнимый и жизнеспособный план, который поможет создать новую конкурентоспособную структуру. По словам президента банкротство компаний General Motors и Chrysler означает лишь обновление компаний и повышение их эффективности, которое никак не затронет интересы автовладельцев.
«Несмотря на всю болезненность процедуры банкротства, покупателям беспокоиться не о чем», - сказал он. По словам Обамы, из нынешних трудностей GM и Chrysler выйдут обновленными и будут работать более эффективно. «GM будет делать больше автомобилей, в том числе модели с низким расходом топлива. Наша цель - помочь компании снова встать на ноги и быстро выбраться из проблем», - подчеркнул президент.
Банкротство GM — четвертое по масштабам в истории США и самое крупное среди промышленных компаний.
Долг компании — $172,81 млрд, а активы — $82,29 млрд.
При реорганизации компания будет выделено $30 млрд дополнительной помощи от ФРС и $9,5 млрд от Канады.
«Компания так и не смогла в поставленные администрацией президента США Барака Обамы сроки до 1 июня договориться с кредиторами о реструктуризации долгов, и теперь ее ждет процедура банкротства, которая, к счастью для обладателей автомобилей концерна, не приведет к полной остановке всех производственных конвейеров компании», — замечает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. В рамках реструктуризации из GM будет сформирована «обновленная GM», которая получит наиболее жизнеспособные активы компании. В то же время часть марок, таких как Pontiac, будут ликвидированы, а такие бренды, как Hummer и Saturn, будут проданы новому собственнику.
В рамках концерна будет лишь три марки — Chevrolet, Cadillac и Buick.
«Процедура реорганизации автогиганта приведет к сокращению дилеров с 6000 до 3600 и предполагает сокращения персонала на десятки тысяч рабочих по всему миру, одиннадцать заводов GM будут закрыты, три приостановлены, а один перепрофилирован на производство малолитражных авто. Правительство США предоставит GM кредит в размере $ 30,1 млрд на время прохождения процедуры банкротства (60–90 дней), которые впоследствии будут конвертированы в акции обновленной GM», — отмечает аналитик.
Долю в новом GM получат также и держатели необеспеченных облигаций автоконцерна — 10%, профсоюз UAW получит порядка 17,5% акций. Свыше 50% акций GM будут контролироваться правительством США, которое в перспективе будет готово продать пакет заинтересованным инвесторам.
«В то же время вряд ли стоит считать, что банкротство GM приведет к полной остановке производства автомобилей компании в РФ, поскольку российский рынок наравне с китайским рассматривается компанией как один из приоритетных.
В перспективе эти рынки должны позволить компании частично разрешить свои финансовые трудности», — говорит эксперт. С ним соглашается аналитик ИК «Велес-Капитал» Марина Иркли. «Ждать каких-либо изменений российским потребителям в ближайшее время не стоит. Что произойдет в долгосрочной перспективе — прогнозировать очень трудно», — заметила она.
Пока изменения, происходящие в глобальном General Motors, не мешают работе совместного предприятия «GM — АвтоВАЗ» в Тольятти. Об этом сообщила руководитель пресс-службы совместного предприятия Ирина Шемякина ИТАР-ТАСС. «Мы, конечно, осведомлены о существующих проблемах в корпорации General Motors и внимательно следим за развитием событий, — отметила она. — В данный момент изменения, происходящие в General Motors», не сказываются на работе «GM — АвтоВАЗ».
GM стал уже второй автокомпанией, в этом году объявившей себя банкротом. В апреле Chrysler LLC начал процедуру банкротства. В настоящий момент почти достигнута договоренность о продаже большей части этой компании итальянскому FIAT.