Верховный суд России (ВС) отклонил иск директора пензенского дилерского центра «Оптим-Авто» (продает автомобили Ford, Honda, Toyota, Hyundai) Виктора Мещеринова, который попытался в законном порядке обжаловать постановление правительства о повышении таможенных пошлин на подержанные иномарки, вступившее в силу в начале года. Тарифы на ввоз машин с пробегом выросли в полтора--два раза. В результате ввоз в страну автомобильного «секонд-хэнда» с начала года снизился в 24 раза. По данным таможенников, в апреле импорт поддержанных иномарок составил всего 550 автомобилей, это всего около 1% от общего количества машин, которые за этот месяц пересекли границу (данные «Автостата»).
Пензенский бизнесмен пытался доказать, что постановление правительства противоречит ряду федеральных законов: «О защите конкуренции», ст. 1,2,3,4 (глава 3); «Об основах регулирования внешнеторговой деятельности», ст. 4,5, 12, 13, 15; «О специальных защитных анти-демпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», ст. 3,4,5. Однако судья отказал автодилеру в иске, пояснив, что правительство было вправе принимать такое решение в рамках социальных антикризисных мер, которые защитят большое количество людей.
В официальном заключении суда говорится, что «постановление правительства № 903 было принято в комплексе с другими документами и не противоречит федеральным законам».
«Заседание длилось около двух часов. Оно прошло без нарушения процессуальных норм: давление на истца не оказывалось, все было сделано по правилам», — говорит представитель Мещеринова в ВС, лидер движения ФАР (Федерации автовладельцев России) Сергей Канаев. От правительства в суде присутствовало два представителя. Судья им задал лишь один вопрос: о том, на какие федеральные законы опирались чиновники при составлении постановления. «Привести ссылку на закон они так и не смогли. Вместо этого отвечали, что повышение пошлин было частью комплексных мер по борьбе с кризисом», — говорит Канаев. То есть за счет запрета импорта власть защищала тех рабочих, которые трудятся на автозаводах внутри страны.
Мещеринов заметил в суде, что повышение пошлин «привело к монополизации авторынка отечественной промышленностью и фактически лишило бизнеса сотни предприятий, занимавшихся ввозом в Россию подержанных иномарок». По его словам, правительство не имело права вставать на сторону убыточных производителей. «Из-за того, что правительство, по сути, запретило ввоз качественных подержанных иномарок, у населения не осталось возможности равнозначного выбора автомобиля. Тех, кто не может себе позволить купить машину дороже 300–400 тыс. руб., принуждают приобрести низкокачественные «Жигули»», — уверен Мещеринов.
«Мы планируем оспаривать это решение суда. Кроме того, будет подан еще один иск, на этот раз от физических лиц. Автомобилисты уже собирают подписи под документом», — рассказал «Газете.Ru» продавец.
Однако специалисты считают, что у автомобилистов не много шансов доказать свою правоту через суд.
Как пояснил «Газете.Ru» юрист компании «Интерком-Аудит» Виталий Бородкин, существует закон Российской Федерации №5003-1 «О таможенном тарифе», который допускает, что ставки могут меняться. «Правительство имеет право изменять таможенные тарифы и устанавливать на определенный период ставки таможенных пошлин. Они рассчитываются исходя из экономической, а не правовой целесообразности. У правительства с самого начала была цель сократить долю импорта», — замечает специалист.