Министерство финансов России намерено решать бюджетные проблемы регионов за счет владельцев автомашин. Для этого предполагается уже с будущего года увеличить ставки транспортного налога в два раза. Об этом сообщил директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин. «Мы предложили расширить налоговую автономию региональных властей при установлении ставок транспортного налога», — предает ПРАЙМ-ТАСС слова чиновника. Таким образом, по замыслу чиновников, в условиях хронического недофинансирования власти на местах смогут прожить без федеральных субсидий. Помимо этого, чиновники решили предоставить субъектам федерации возможность варьировать ставки в зависимости от года выпуска автомобиля и экологического класса.
По мнению сотрудников ведомства, это поможет регионам самостоятельно повышать налог для старых либо экологически небезопасных, дымящих автомобилей.
В большинстве стран с высоким уровнем жизни налоговое бремя на старые автомобили осознанно направлено на обновление автопарка государства и поддержку автокомпаний. По данным аналитического агентства «Автостат», большая часть автопарка России – это машины старше 10-ти лет и не соответствующие современным экологическим нормам. Нововведение ударит прежде всего по малообеспеченным категориям граждан.
Сейчас в России ставки транспортного налога определены 27-й главой Налогового кодекса. Тарифы привязаны к мощности двигателей и определяются в зависимости мощности — путем умножения ставки на количество лошадиных сил. В соответствии с законом, базовые тарифы, заложенные в кодексе, региональные власти могут увеличивать или уменьшать по своему усмотрению, но не более чем в пять раз. Решение об этом принимает правительство регионов самостоятельно, так как деньги поступают в бюджетную копилку субъекта. Многие регионы, такие, например, как Москва и Подмосковье, уже неоднократно воспользовались правом повышения транспортного налога – в столице в последний раз «лошади» дорожали в январе этого года. А Санкт-Петербург свой лимит уже исчерпал.
Еще один бонус введения налога «на старость» машины – искусственная стимуляция спроса на новые машины.
В то время как новые иномарки с начала года подорожали в среднем на 25% (данные агентства «Автостат»), это могло бы стать антикризисной мерой для отечественного автопрома. Однако для того, чтобы налоги стали экономическими рычагами, оплата ежегодного взноса должна приближаться к 25% от стоимости подержанной машины. «Если сейчас транспортный налог, например, для «Жигулей» примерно равен 500–600 рублям, то даже если он поднимется вдвое, человеку будет проще заплатить эти деньги, нежели купить новую машину», — заметил аналитик по автопрому ИК «Финам» Константин Романов. Впрочем, пока тарифная сетка по выхлопам и году выпуска чиновниками не обнародована.
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин уверен, что такие агрессивные действия чиновников спровоцируют бунт автовладельцев. «Сейчас далеко не то время, чтобы увеличивать налоги, цены ОСАГО, штрафы или что-нибудь другое, — поясняет правозащитник. – В следующем году, если верить экономистам, кризис ухудшится, и повышение ставок приведет к мощным всплескам недовольства». Травин отмечает, что привязка к экологичности вообще выглядит нелогичной. «До тех пор пока российский бензин не будет соответствовать нормальным стандартам качества, об экологичности машин на территории России вообще говорить бессмысленно», — заключил он.