Автомобильная авария с переворачиванием машины одна из самых опасных. Зачастую такие ДТП заканчиваются тяжелыми последствиями для пассажиров. В связи с этим каждый автовладелец хотел бы быть уверен в надежности своей машины. Для того, чтобы выяснить надежность автомобилей в таких происшествиях, американский Институт дорожной безопасности (IIHS) провел серию краш-тестов среднеразмерных кроссоверов 2008–2009 модельного года. В институте особо отмечают, что для маленьких SUV эта проблема особо актуальна, в США более 10 тыс. людей ежегодно гибнут в ДТП с переворачиванием автомобиля. В 59% аварий с участием кроссоверов эти аварии фатальны для пассажиров.
Для проверки прочности машин применялся специальный пресс: гидравлический манипулятор с металлической платформой имитировал удары о поверхность. Платформа давила на переднюю стойку кроссоверов с константной силой, равной 6800 кг.
Все машины были протестированы в схожих комплектациях: четырехцилиндровый мотор, коробка передач «автомат», система полного привода 4WD. Для того, чтобы поставить высокую оценку, испытание перегрузкой проводили 4 раза – как и в реальных условиях, когда машина кувыркается по асфальту. Впрочем, не для всех автомобилей понадобился даже второй раунд.
Победителем испытаний стал Volkswagen Tiguan. Каждый раз, когда манипулятор отступал от внедорожника, несмотря на небольшие повреждения, его кабина оставалась недеформированной. Сила кузова Tiguan, и передней стойки в особенности, позволили сохранить целыми стекло лобовое и водительской двери. С допустимыми повреждениями Subaru Forester, Honda Element и Jeep Patriot также заработали оценку «хорошо». Кроссоверы Suzuki Grand Vitara, Chevrolet Equinox, Toyota RAV4, Nissan Rogue и Mitsubishi Outlander выступили немного хуже, их оценка – «приемлемо». Характеристика «ниже среднего» досталась крышам Honda CR-V и Ford Escape. Самый плохой рейтинг у Kia Sportage – «низкое качество».
На выложенном на сайте института видео можно увидеть, как гидравлика сминает крышу Sportage практически до половины высоты машины.
«Мы ожидали, что краш-тесты крыш будут схожи с тем, как эти же автомобили показали себя в других испытаниях, — сказал по этому поводу президент института Адриан Лунд. – Поэтому для нас не стали неожиданностью результаты Tiguan и Forester. Обе эти машины всегда первые во фронтальных и боковых краш-тестах». В институте убеждены, что сильная крыша снижает риск контакта человека с ее поверхностью, она также защищает не пристегнутых пассажиров от возможности выпасть из автомобиля, так как значительная деформация крыши приводит к открытию дверей во время вращения.
По словам Лунда, за последнее время многие автопроизводители заметно улучшили силу передних и задних стоек своих машин. Это связано с ужесточением требований по боковым краш-тестам и, как следствие, влияет на жесткость крыш, считает эксперт.