До сегодняшнего дня Владимир Путин бывал в Тольятти лишь однажды. Еще будучи президентом, он посетил «АвтоВАЗ» в 2007 году, во время саммита Россия — ЕС, проходившего в Самарской области. Тогда кортеж главы государства сопровождали вертолеты. В этот раз национальный лидер проследовал от аэропорта к предприятию гораздо скромнее. Улицы города, конечно, были вычищены и перекрыты, а наряды милиции усилены, но авиацию в воздух не поднимали.
Путин приехал в Тольятти, чтобы лично принять решение о государственной поддержке российскому автогиганту. Две недели назад на совещании первого вице-премьера Игоря Шувалова комплекс мер по спасению «АвтоВАЗа» был заморожен из-за неубедительной программы реструктуризации долгов.
Однако оставить отраслеобразующее предприятие без помощи в условиях кризиса правительство не решилось.
Тольятти уже несколько месяцев стал одной из точек напряжения. Главный конвейер многократно останавливался, а многие работники завода отправлены в отпуска. Кроме того, с февраля предприятие работает лишь 4 дня в неделю, при этом обе смены продолжаются лишь по шесть часов. Также не преодолен кризис сбыта, вызванный падением спроса на автомобили в целом. По городу поползли слухи, что остановка главного конвейера неизбежна, так же как и массовые сокращения.
Премьер прибыл на завод в сопровождении своего заместителя Игоря Сечина, а также главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной и министра торговли и промышленности Виктора Христенко. На «АвтоВАЗе» премьер пообщался с журналистами и рабочими (ради этого даже в очередной раз остановили главный конвейер — «Газета.Ru».). Путин рассказал, что приобрел автомобиль «Нива» и что собирается выделить предприятию денег. «Если сейчас предприятие справляется без тех мер поддержки, о которых мы будем говорить сегодня, то после принятия этих решений работать будет еще более стабильно. Сегодня мы обсудим и окончательно примем решение об объеме финансирования «АвтоВАЗа», чтобы компания смогла рассчитаться со всеми поставщиками и долгами. Обсуждается цифра свыше 20 миллиардов рублей», — сказал Путин. Решение о возможном выделении средств, впрочем, премьер обещал объявить лишь несколько позднее. На заводе к этому заявлению отнеслись как к спасению предприятия, тогда как на деле денег едва хватит, чтобы расплатиться с долгами завода.
Общая цифра задолженностей «АвтоВАЗа» перед поставщиками, по разным заявлениям его президента Бориса Алешина, колеблется от 36 до 44 млрд рублей. При этом из 75 млрд руб. балансовых активов предприятия 45 млрд уже заложены.
Во время визита на «АвтоВАЗ» Владимир Путин сделал и другое важное для жителей города заявление, никак не касающееся автопрома. Он сказал, что считает возможным дотировать расходы на ЖКХ из регионального бюджета для жителей Тольятти. Он отметил, что рост тарифов в Тольятти значительно превышает ожидавшиеся показатели, и намекнул губернатору Самарской области Владимиру Артякову, что неплохо бы теперь помочь гражданам гасить непомерно возросшие платежи по услугам ЖКХ.
Уезжая, Владимир Путин сказал, что, рассчитавшись с долгами, «АвтоВАЗ» должен помочь себе сам, найдя инвестора для разработки новой, современной модели. Руководители «АвтоВАЗа» согласно кивали головами — похоже, они были настроены оптимистично. Между тем стало известно, что Борис Алешин подписал указ, согласно которому «АвтоВАЗ» будет работать по сокращенному графику как минимум до июня.