Желание страховщиков временно отрезать существенное количество автомобилистов от возможности обращаться в «свою» страховую компанию за компенсацией по ОСАГО и оформлять мелкое ДТП без гаишников вызвало неодобрение Минфина. Как пояснили «Газете.Ru» в министерстве, Российский союз автостраховщиков (РСА) направил им проект соглашений, касающихся вступления в силу процедур прямого урегулирования и европротокола. В документе страховщики, ссылаясь на юридическое заключение Института законодательства и сравнительного правоведения (ИЗиСП) при правительстве России, утверждают, что пользоваться новыми выгодными услугами «автогражданки» могут только те водители, которые приобрели полис ОСАГО после с 1 марта 2009 года, когда и вступили в силу изменения. В доказательство позиции РСА приводит ст. 422 ГК РФ (договор и закон) на основании которой, по их мнению, они вправе так поступать. В Минфине ответили решительным отказом на доводы РСА. «Минфин все необходимое, в том числе все юридические моменты, согласовал для вступления в силу нововведений», — пояснили «Газете.Ru» в ведомстве.
Сейчас Минфин направил страховщикам свои возражения с требованием предоставить возможность всем автомобилистам пользоваться новыми услугами ОСАГО.
По этому поводу в союзе должно состояться заседание представителей правления. Ранее в РСА официальная позиция по этому вопросу была такова: «Если бы у законодателя была идея распространить новую норму на старые договоры, то в соответствии с Гражданским кодексом такая норма была бы прописана в законе об ОСАГО, — рассказывал ранее начальник отдела управления методологии РСА Владимир Козлов. — Поскольку такой нормы нет, вывод у юристов один: нововведение распространяется только на договоры, заключенные после 1 марта».
Юристы, защищающие права потребителей, уверены, что страховщики лукавят насчет единой позиции юристов и преднамеренно саботируют реформу «автогражданки». «Если бы законодатель хотел ограничить владельцев старых полисов от пользования этими услугами, то как раз это было бы указано в законе ОСАГО. Поскольку этого нет – не должно быть и выемки из закона, что одни автомобилисты могут пользоваться услугой, а другие — нет», — поясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.
По его мнению, вся нынешняя активность страховщиков направлена только на то, чтобы у автомобилистов создалась неразбериха в голове по поводу того, кто, как и зачем должен пользоваться новыми удобными процедурами «автогражданки».
В то же время юрист отмечает, что на данный момент у автомобилистов со старыми полисами мало шансов получить положенное им по закону. «Придется обращаться в суд, и разбирательство затянется минимум на полгода. И мало кто на это пойдет», — говорит Янин.
Эксперт отмечает, что сейчас автомобилисты и правозащитные организации должны обращать внимание правительства, Росстрахнадзора, Минфина и других ведомств на то, что страховщики отказываются выполнять установленную законом норму. «Если приостановить действие лицензии на ОСАГО хотя бы на месяц у одной крупной страховой компании, то остальные сразу же изменят свое решение и буду выполнять закон, потому что ОСАГО для страховых компаний чрезвычайно выгодно. Отсрочка — это лишь повод продлить на год получение больших доходов», — заключил собеседник.
Пока все спорные моменты не будут урегулированы, правозащитники рекомендуют оформлять аварии по старой схеме, чтобы не лишиться выплаты.