Похоже, иностранные автокомпании не слишком воодушевились планами по поддержке правительством России местных производств. Следом за японской Isuzu компания Suzuki официально объявила о том, что в связи с кризисом откладывает строительство сборочного предприятия под Санкт-Петербургом, передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на пресс-службу компании. «В связи с ухудшением экономической ситуации компания вынуждена пересматривать размеры инвестиций, которые идут на оборудование и строительство заводов», – заявил агентству официальный представитель компании.
Изначально сборочный завод Suzuki под Санкт-Петербургом в промзоне «Шушары-2» должен был начать работу во второй половине 2009 года. На новом предприятии планировалось выпускать внедорожник Grand Vitara и малолитражную SX-4. Производство мощностью на 50 тыс. автомобилей в год должно было появиться рядом с заводами Toyota и General Motors.
Однако еще на этапе выбора площадки возникли проблемы. Японцам предложили построить завод практически на болоте.
В результате из-за проблем со слабым грунтом в руководстве Suzuki попросили выделить им другой земельный участок, а запуск перенести на 2010 год. Теперь же в условиях низких продаж строительство собственного завода оказалось и вовсе не рентабельным. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи Suzuki за первые 11 месяцев 2008 года составили 35,5 тыс. При этом в общем рейтинге компания занимает лишь 16 строчку по уровню продаж, значительно уступая большинству других японцев. Так, Nissan и Mitsubishi удерживают пяту и шестую строчку, а Honda и Mazda – одиннадцатую и двенадцатую соответственно.
По мнению специалистов, участь российского проекта Suzuki может постигнуть и другие «молодые» проекты. «В условиях кризиса сокращение производства – естественная и логичная мера не только для России, но и для мировой практики в целом», — отмечает эксперт Национального агентства промышленной информации Татьяна Арабаджи. По ее словам, на восстановление российского авторынка потребуется как минимум пару лет, а значит, инвестиции в развитие производства пока не рациональны. «Заработают лишь те проекты, которые уже сегодня находятся на стадии завершения. Действующие заводы не закроются, но будут выпускать машин по минимуму», — поясняет Арабаджи.
«Японцы вообще очень осторожны. Первой из японцев в Россию пришла Toyota. Политика остальных во многом зависела от того, насколько успешен оказался бы ее опыт.
В некоторой мере остальные автоконцерны следили за тем, как складывается судьба Toyota в России», — говорит эксперт. В приватных беседах автопроизводители не раз отмечали, что проблем с тем, чтобы обосноваться в России, оказывается достаточно много: площадки плохо подходят для строительства, возникают трудности с подводом коммуникаций, много времени уходит на то, чтобы договариваться с властями, не все рабочие ведут себя дисциплинированно и не всегда могут освоить работу на новом оборудовании. Кроме того, автопроизводители во многом рассчитывали на то, что смогут оборудовать свои автомобили компонентами местной сборки. «Однако многие из них жаловались на то, что работать с местными заводами по производству компонентов они не могут. А небольшим японским компаниям создавать в России свои заводы нет смысла, из-за того что объем выпуска машин на отечественных автозаводах слишком низкий», — заключила Арабаджи.