В пятницу премьер-министр России Владимир Путин встретился с российскими автопроизводителями. На совещании в Набережных Челнах он озвучил те меры, с помощью которых правительство намерено спасать автопром. Помимо новых запретительных пошлин для импортных машин премьер приготовил еще несколько инициатив, как стимулировать спрос и поддержать отечественные автозаводы. По мнению экспертов, сами по себе премьерские инициативы могут оказаться полезными, но многое будет зависеть от того, как именно они будут реализованы.
Государство возьмет на себя часть выплат по автокредитам на отечественные машины для физических лиц.
«Предлагается субсидировать процентные ставки по кредитам граждан на приобретение автомобилей», — передает высказывание Путина РИА «Новости». Речь идет об автомобилях, выпущенных на территории России и относящихся к сегменту наиболее массового спроса, стоимостью до 350 тыс. рублей. Правительство будет компенсировать банкам 2/3 в размере ставки рефинансирования ЦБ по трехлетним кредитам. Сейчас ставка рефинансирования Центробанка в стране составляет 13%. Другими словами, государство компенсирует по кредитам 8%, а средняя ставка на автокредиты составляет около 20%. В результате потребителю из своего кармана нужно будет выплатить примерно 12%.
«Это хороший шаг, но ожидать от него чудес не стоит. Не так много машин попадают в эту ценовую категорию и одновременно производятся внутри страны. Кроме того, у банков из-за кризиса ужесточились требования, в том числе по минимальному вкладу и собственно к самому кредитополучателю. К тому же, люди, которые покупают дешевые машины, — это не самая обеспеченная категория граждан, а для них и 12% достаточно много», — пояснил консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев.
Для того чтобы сбавить «накал» на Дальнем Востоке, где население сильнее всего пострадало от введения запретительных пошлин на б/у, правительство хочет снизить цены на машины отечественного производства.
Для этого автопроизводителям будут компенсировать стоимость перевозки машин по железной дороге. «Предлагаю обнулить тарифы на железнодорожную тарифную перевозку отечественных автомобилей на Дальний Восток, произведенных на европейской части Российской Федерации», — заявил премьер.
По мнению специалистов, таким образом автопроизводители смогут продавать машины на 10–15% дешевле. «Стоимость перевозки одного автомобиля составляет от $1,5 до $3 тыс.», — заметил генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. По его данным, на Дальнем Востоке спрос на импортные машины с пробегом в 100 раз выше, чем на новые. В 2007 году на 300 тыс. импортных «бэушных» машин приходилось всего 3 тыс. новых. «Правительственная мера сама по себе не могла бы повлиять на спрос в этом регионе. Однако, судя по последнему выступлению Владимира Путина, власти не намерены отказываться от идеи повышения пошлин.
А если импортные машины подорожают, а наши подешевеют – нововведение может иметь определенный эффект», — считает эксперт.
Владимир Путин намерен выделить около 12,5 млрд руб. на обновление коммунальных парков и еще около 40 млрд руб. на приобретение дорожной техники. «Значительные объемы автомобильной техники ежегодно закупаются для государственных нужд. Считаю, что в 2009 году государство должно увеличить закупки, тем более что автопарк наших социальных отраслей, милиции, Министерства обороны, МЧС требует дальнейшего обновления», — передает слова главы правительства «Прайм-ТАСС». По оценкам специалистов, на 12,5 млрд руб. можно будет приобрести около 45–50 тыс. машин. «Это в несколько раз больше, чем выделяется обычно. В среднем один госзаказ – это 3–5 тыс. машин», — сказал Целиков.
Кроме того, по словам Путина, «государство поможет производителям в следующем году разместить облигации в объеме до 60 млрд рублей». Для повышения привлекательности этих бумаг под них будут предоставлены госгарантии.