Разговор по мобильному телефону отвлекает водителя намного сильнее, чем разговор непосредственно с пассажиром. К такому выводу в своем исследовании пришли американские ученые Университета штата Юта. При этом Дейв Стайер и его коллеги уверены, что наушное устройство hands free, которое позволяет говорить, не отрывая рук от руля, также не помогает ездить более аккуратно.
Отчет, опубликованный в журнале Experimental Psychology, ясно свидетельствует, что hands free не менее опасен для вождения, чем обыкновенный мобильник. Для того чтобы это определить, эксперты привлекли около 100 подопытных в возрасте от 18 до 49 лет и предложили им попробовать вести машину на специальном электронном автомобильном симуляторе, разговаривая по телефону. Исследование показало, что совершеннолетние молодые водители, говорившие по мобильному телефону без наушника, чаще отвлекаются от дороги, чем более зрелые автомобилисты.
Но при этом все подопытные вели автомобиль так, как будто они выпили спиртного в пределах допустимой законом нормы.
Во время тестов с hands free было замечено, что водители выезжали за линию разметки своей полосы и пропускали повороты. Работа мозга, затраченная на осмысление вопросов и ответов, снижает реакцию водителей, и это приводит к тому, что такие люди намного чаще попадают в ДТП, чем те, кто едет с болтливыми пассажирами. Дело в том, что вовремя маневров пассажир прекращает разговаривать и даже подстраховывает водителя, следя за дорогой. В то время как при разговоре через hands free собеседник не знает о том, с какой ситуацией сталкивается автомобилист на дороге. «Часто пассажир работает «второй парой глаз» и замечает то, что ускользает от внимания водителя», — передает Reuters слова Стайера.
Проблема концентрации внимания водителя во время вождения все больше беспокоит ученых. Так, американские специалисты из Национального фонда по проблемам сна (National Sleep Foundation) считают, что сонный человек за рулем опаснее пьяного водителя. Для того чтобы это доказать, эксперты тестировали людей, бодрствовавших в течение продолжительного времени, и людей, употреблявших спиртное. Выяснилось, что реакция не спавшего на протяжении 17–19 часов водителя соответствует реакции человека, у которого в крови гуляет 0,5 промилле алкоголя BAC (Blood-Alcohol Concentration – содержание алкоголя в крови). В большинстве европейских стран такой уровень опьянения является основанием для изъятия прав и отстранения от вождения.
Ученые поясняют, что переутомление может наступить незаметно: встав в 6.30 утра, к 11 часам вечера человек уже опасен как водитель.
Российские законодатели также обеспокоены вниманием автомобилистов. В сентябре 2007 года депутаты Тюменской областной думы предложили внести изменения в КоАП с целью запретить курение за рулем. По мнению областных парламентариев, во время прикуривания сигареты водитель отрывается от дороги и провоцирует аварию.
«При поджоге сигареты глаза отрываются от дороги, и нужно помнить, что автомобиль, движущийся со скоростью 60 км/ч, в течение одной секунды пробегает более 16 метров», — поясняли в сопроводительной записке депутаты. Для того чтобы граждане не курили за рулем, депутаты предложили штрафовать их на пятьсот рублей. Такие меры, по их мнению, смогли бы снизить аварийность. Впрочем, законопроект так и остался в Тюмени и до Госдумы не дошел.