Вслед за отечественными автозаводами об остановке своего производства в России объявил французский автоконцерн Renault. Низкие продажи бюджетных Renault Logan последние несколько месяцев заставили завод компании «Автофрамос» пойти на то, чтобы в чрезвычайном порядке останавливать работу предприятия. О ситуации на заводе «Газете.Ru» рассказали в профсоюзной организации завода. Из-за перепроизводства Renault уже дважды тормозил конвейер в срочном порядке в ноябре: 21 и 24 числа. На следующей неделе, 4 и 5 декабря, снова запланирована остановка. А с середины декабря завод закроется на месяц.
Вместо запланированного недельного отпуска с 25 по 31 декабря люди не будут работать, начиная с 12 декабря по 12 января.
Причем, по словам председателя профсоюза завода Ольги Гущевой, то, что предприятие заработает к этому сроку, еще не факт. «Людям сказали сидеть дома и ждать звонка с завода, чтобы узнать, когда именно завод снова откроют», — говорит она.
В «Автофрамосе» отрицают факты остановок на заводе в ноябре, но вместе с тем признают, что с 12 декабря завод действительно закроют на месяц. «Эта мера позволяет нам сохранить все рабочие места на нашем предприятии. На ОАО «Автофрамос» работает около 2500 сотрудников», — сказали «Газете.Ru» в пресс-службе компании. В профсоюзе добавляют, что, по их данным, сокращения будут. «По одной из версий, будет расформирована ночная смена. Часть людей переведут на дневные смены, остальных уволят», — говорит представитель профсоюзной организации.
«Склады уже завалены машинами. По нашим данным, там находится около 8 тыс. автомобилей – это примерно месячный объем производства.
Готовые автомобили физически некуда ставить. Именно из-за этого понадобились остановки завода в ноябре, — замечает председатель профсоюза Ольга Гущева. – В руководстве завода обещают компенсировать дни простоя на 2/3 от среднего заработка на предприятии. Выходит чуть больше, чем если бы платили строго по тарифной сетке, потому что учитываются и премии, и надбавки».
«В случае если работодатель решится на сокращения, он должен будет оповестить людей как минимум за 2 месяца», — поясняет адвокат «Князев и партнеры» Алексей Паршиков. Вместе с тем, по Трудовому кодексу, в случае вынужденных остановок производства «по вине работодателя» «Автофрамос» не обязан заранее сообщать о них людям. «Более выгодные условия в этом случае рабочие могут получить, только если у них есть коллективный договор, подписанный с работодателем. В таком документе может быть прописан более высокий уровень выплат во время простоев, а также обязанность оповещать людей об остановках на конвейере заранее», — говорит юрист. Однако Renault не хочет подписывать коллективный договор с профсоюзом, объясняя это тем, что в него входит недостаточно много людей.
Меж тем, в профсоюзе говорят и о других претензиях к начальству.
Среди них недостаточные выплаты по больничным и студентам, которые в течение года брали учебные отпуска. «Люди болеют, а потом им недоплачивают, объясняя это тем, что они слишком много болеют», — заметила Гущева. По ее словам, рабочие планируют организовывать акции протеста и пикеты в защиту своих прав.
Нынешняя экономия позволит заводу сохранить планы по расширению завода в 2010 году до 160 тыс., говорят в представительстве французской компании. «Наша гибкость в ситуации кризиса даст нам возможность не ставить под вопрос проект нашего развития в России: к концу 2009 мощности завода будут удвоены. В этот проект мы инвестировали $ 160 млн, сейчас ведутся работы», — говорит пресс-атташе предприятия Ольга Сергеева.