С началом кризиса финансовые показатели главного отечественного автогиганта, компании «АвтоВАЗ», стремительно покатились вниз. По данным за 9 месяцев текущего года, чистая прибыль ВАЗа сократилась в 9,3 раза, составив всего 834 млн руб. против 7,785 млрд руб. за январь — сентябрь 2007 года. Такие данные приводятся в квартальном отчете компании.
При этом себестоимость производства выросла примерно на 20%, но доходы от продаж упали. В результате выручка поднялась лишь на 11%. Кроме того, доля продаж ВАЗа сократилась на отечественном рынке с 28% до 22%. «Рост продаж заметно отстал от рынка», — заметил аналитик ИК «Финам» Константин Романов.
Эксперты сходятся во мнении: падение прибыли связано с существенным ростом издержек на закупку комплектующих и высокой динамикой цен на сталь.
«Цены на материалы – металл и пластмассу – в течение всего года росли быстрее инфляции. Дорожало электричество и транспортировка. Для того чтобы компенсировать эти расходы, нужно было либо поднимать цены, либо увеличивать объем продаж», — заметил генеральный директор агентства «Автостат» Сергей Целиков. Однако, по оценке специалиста, продажи ВАЗа в этом году, в лучшем случае, будут на уровне прошлого. «Показателя 2007 года получится достичь лишь благодаря государственному заказу на 17 тыс. машин. В ноябре завод начал отгрузку «классики» для ветеранов. Цены за год поднимали в среднем на 5%. Этого не хватило, чтобы компенсировать остальные издержки», — рассказал эксперт. «В условиях растущей конкуренции компания не могла себе позволить сильно увеличивать цены», — уточняет аналитик ИК «Финам» Константин Романов.
«Подорожание началось еще в первой половине года. Контракты на этот вид сырья заключались по высоким ценам и во втором, и в третьем квартале», — поясняет аналитик финансовой корпорации «Открытие» Кирилл Таченников. По его словам, цены на металл упали только в начале осени. И заключить договоры на поставки по более выгодным ценам ВАЗу удалось только в четвертом квартале».
«С сентября начал действовать еще один тревожный фактор — кризис сбыта, – отмечает Таченников. — В этих условиях возрастает доля фиксированных издержек — тех трат, которые возникают вне зависимости от объемов производства.
«Четвертый квартал будет очень тяжелым для компании, – соглашается Романов. — Скорее всего, по итогам года ВАЗ снизит продажи автомобилей в абсолютном выражении, не сможет показать существенной чистой прибыли».
По мнению Целикова, трудности ВАЗа могут означать «заморозку» совместных проектов российского производителя и Renault. «Собственных средств с трудом будет хватать на выплату зарплат рабочим, и на поддержание производства в нынешнем виде», — поясняет он. В начале осени ВАЗ выкупил у французов платформу Logan и двигатель. Теперь он должен выплатить за них Renault 220 млн евро. «Помимо прямых выплат французскому партнеру нужны еще и средства для того, чтобы развивать новое производство – закупать новое оборудование, вести подготовку к производству. Собственными силами ВАЗ этого не сделает», — убежден Целиков. «Причем в этих обстоятельствах ВАЗу не стоит рассчитывать на серьезную поддержку со стороны Renault. Он сейчас также переживает непростые времена», — считает Таченников. Пока ВАЗ попросил у государства около миллиарда долларов для того, чтобы наладить работу с дилерами, которые в условиях кризиса не могут выкупать у завода машины. Теперь он будет просить помощи, чтобы запускать у себя «французские» машины.
Впрочем, как отмечает Романов, существенное снижение цен на металл и комплектующие будет играть в пользу компании. «В целом пока ничего критического для бизнеса компании не произошло, а меняющие правила игры на рынке будут играть в пользу «АвтоВАЗа», – поясняет он. — Стоит учитывать, что та же Priora относительно недавно выведена на рынок и пока еще сохраняет потенциал роста продаж. А с учетом мер государства по поддержке автопрома, в следующем году ВАЗ может рассчитывать на более или менее стабильный объем продаж».