В рамках антикризисной программы в России заморожено строительство завода украинской корпорации «Богдан», которая по лицензии собирает корейские модели Chevrolet. «Корпорация рассматривает варианты дальнейшей судьбы проекта, в том числе приостановку его реализации на год», — сообщил журналистам пресс-секретарь корпорации Сергей Красуля, передает «Интерфакс».
В 2006 году «Богдан» подписал соглашение о строительстве в Нижегородской области собственного предприятия на 160 тыс. машин. В том же году компании «Богдан» и «Укравто» (обе компании вошли в состав корпорации «Богдан») в рамках СП выкупили в Борском районе Нижегородской области 50 га земли под строительство завода.
Планировалось, что здесь будут собирать две легковые модели Chevrolet Lanos и Aveo, а также несколько десятков тысяч автобусов и грузовой техники. Инвестиции в создание автосборочного предприятия должны были составить $470 млн, еще около $300 млн компания рассчитывала потратить на организацию сборки компонентов для машин.
Срок запуска нового завода в среднем составляет около двух лет. Однако в случае с «Богдан» строительство за это время так и не было начато.
Эксперты убеждены, основная причина «заморозки» проекта не финансовый кризис – с самого начала судьба предприятия была весьма туманной.
«Предприятие с самого начало рассматривалось лишь как запасной вариант, на случай если Россия вступит в ВТО и поставки этих машин с Украины станут невыгодны», — считает консультант по автопрому компании Ernst & Young Иван Бончев. «Богдан» уже несколько лет поставляет в Россию украинские Chevrolet Lanos. Причем в рамках договора России и Украины о свободной торговле производитель пользуется очень серьезными скидками при «растаможке» машин. В таких обстоятельствах перенос производства в Россию будет окупаться довольно долго. «Однако в случае, если бы Россию приняли во Всемирную торговую организацию, договор с Украиной перестал бы действовать. На этот случай «Богдан» хотел «застолбить» за собой право собирать внутри страны модели Chevrolet в льготном режиме», — заметил эксперт. О том, что проект может так и не быть реализован, свидетельствовало и то, что General Motors, который получает процент от продаж своих моделей украинским посредником, ни разу не поддержал этой инициативы. Более того, в этом году руководство GM перезаключило договор о сторудничестве с калининградским партнером, заводом «Автотор». Здесь выпускается около 40 тыс. машин этой марки (данные за 9 месяцев «АСМ-Холдинг»): Chevrolet Lacetti, Aveo, Epica и Rezzo. Большую часть производства составляет Lacetti – примерно две трети.
Украинский Lanos в прошлом году уверено занимал вторую строчку по популярности среди иномарок на российском рынке (данные Ассоциации европейского бизнеса). В этом году эта модель опустилась на десятое место.
А в лидеры продаж вышла калининградская Lacetti: за 10 месяцев россияне приобрели почти 70 тыс. этих автомобилей. По мнению Бончева, новая расстановка сил на отечественном авторынке также могла сказаться на политике General Motors, которая предпочла развивать сотрудничество с «Автотором».
Вместе с тем, эксперт отмечает, что в связи с последними действиями политиков втупление России в ВТО отложилось на неопределенный срок, так что российские автомобилисты не обратят внимание на то, что завод по выпуску Chevrolet у нас так и не появится. «То, что Lanos перестал пользоваться спросом, имело значение, но при прочих обстоятельствах производитель без труда выбрал бы другие модели для своего проекта. С другой стороны, последние решения в российском правительстве: продление заключений контрактов с «компонетщиками» по льготной сборке и возможное введение более высоких пошлин на импорт – указывает на то, что вступление в ВТО в ближайшее время не произойдет. А поэтому необходимость в этом заводу у украинцев просто отпала», — заключил специалист.