В пятницу американский автоконцерн General Motors запустил под Санкт-Петербургом собственный завод. Завод приступил к сборке Chevrolet Captiva, Opel Antara и Astra. Одновременно с началом работы нового предприятия GM закрыл выпуск своих машин на временной площадке автозавода «Арсенал», где эти модели выпускались весь последний год. С середины 2009 года начнется выпуск модели С-класса Chevrolet Cruze, которая в линейке компании сменит нынешнюю Lacetti. Для начала завод будет производить 70 тыс. автомобилей. Впоследствии в компании рассчитывают увеличить выпуск машин до 170 тыс. в год.
Детали для российских моделей будут привозить со всего света. Металлические части будут доставлять из Южной Кореи, остальные будут поставлять европейские предприятия.
Российскими в автомобилях будут для начала только колесные диски и шины.
Президент GM Europe Карл Питер Форстер на конференции, посвященной открытию завода, рассказал, что его компания будет вести переговоры с иностранными производителями комплектующих. «Мы будет стремиться привлекать иностранных партнеров, чтобы те активнее приходили в Россию», — заметил он. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заметила, уже до конца года будет подписано несколько соглашений о строительстве заводов по производству комплектующих в регионе.
По словам главы российского представительства GM Криса Габби, российский завод был построен в рекордно быстрые сроки — 18 месяцев. До сих пор на возведение автопроизводства уходило как минимум два года.
Пока завод работает в одну смену. На предприятии уже трудится около тысячи сотрудников. В дальнейшем штат планируется расширить до 1700 человек. Сейчас General Motors застроил лишь 26 га из 94, находящихся в его распоряжении. Осваивать территорию дальше производитель будет в течение ближайших нескольких лет. Тогда, в рамках подписанного с правительством России соглашения о льготной промсборке, производитель построит цеха по сварке и окраске автомобильных кузовов.
Габби отметил, в России в следующем году ожидается спад продаж.
«Однако, несмотря на замедление, именно Россия в 2009 году станет крупнейшим авторынком в Европе», — сказал он.
О том, что GM делает ставку на Россию, говорит и то, что компания в этом году увеличила объем инвестиций в завод под Петербургом со $150 до $300 млн. Автогигант надеется продать в 2008 году в России 400 тысяч авто, а в будущем наращивать объемы сбыта. По данным на 9 мес. 2008 года, доля рынка GM в России составляет 10,9% процентов. За это время россияне приобрели более 175 тыс. новеньких Chevrolet и почти 80 тыс. машин марки Opel (данные Ассоциации европейского бизнеса). Среди иностранных брендов Chevrolet уже второй год занимает первое место.
Завод General Motors уже второе предприятие, которое работает в промзоне под Санкт-Петербургом. В конце прошлого года открыла свой завод японская компания Toyota. Кроме того, в апреле 2009 года в Ленинградской области заработает завод Nissan. Тут же строит свое предприятие корейский Hyundai. А также ищет площадку для себя японская Suzuki.